Былины

Виктор Васнецов, «Витязь на распутье»

Былина – одна из форм устного народного творчества, народные песни героического характера. В этих песнях повествуется о сражениях богатырей с чудовищами и целыми армиями, проявляют нечеловеческую силу, мужество и находчивость. Кроме того, былины заполнены образами, которые формировали ментальность славян, растили их в духе времени и общества. «Былина», как следует из названия, – нечто, что «было», свершившийся факт. Название этого жанра было введено в обиход в 1839 году фольклористом Иваном Сахаровым. Фактически, былины разделяют на три цикла: киевские, новгородские и общерусские (поздние). Благодаря первому циклу мы знаем былины о Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и Илье Муромце, благодаря второму – о Василии Буслаевиче, Садко и Микуле Селяновиче. Третий же цикл повествует о московском периоде Руси и последующих временах. Фактически, поздние былины являются по большей части правдивыми и не особо интересны исследователям, если только они не занимаются восстановлением хронологии событий. Дело в том, что кроме былин, уже существовали летописи, которые давали точное представление о событиях, воспеваемых впоследствии гуслярами.

Считается, что былины были рождены музыкантами, исполнявшими их под гусли, о чем свидетельствует ряд исторических документов. Один из таких документов – «Слово о полку Игореве», в котором говорится о сказителя Бояне, который пел о героических боях, и, возможно, находился при княжеском дворе. Примечательно, что былины редки и у белорусов, и у украинцев, зато они в изобилии присутствуют в российской культуре. Считается, что былины в известном нам виде появились примерно в XIII-XV веках, хотя прекрасно описывают жизнь на Руси в IX–XIII века. Тем не менее, эти песни никем не записывались вплоть до XVII века, когда они стали развлечением для богатого сословия россиян и экзотикой – для исследователей языка. Позже их начали переписывать и перепечатывать, превращая стихи в прозу, которая зачастую начиналась словами «Повесть о …». Текст нередко упрощался, перерабатывались сюжеты – в угоду целевой аудитории. Однако первые оригинальные былины законспектированы казаком Киршей Даниловым в XVIII веке по заказу своего нанимателя Демидова. Этот сборник получил название «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым». А к середине следующего века исследователи со всех уголков России стали снаряжать целевые экспедиции вглубь страны – ради сбора народных сказаний, и древнерусских песен. На сегодняшний день известно не менее 2 тысяч былин, впрочем, услышать их в естественной среде практически невозможно – гусляров, которые бы зарабатывали на хлеб исполнением былин, больше не осталось. Сегодня такие выступления чаще всего являются шоу, частью этнических фестивалей.

Главными героями в былинах выступают русские богатыри. Они всегда обладают какими-то невероятными чертами: сила позволяет богатырям вырвать с корнем вековой дуб, они часто настоящие гиганты по сравнению с согражданами, обладают невероятными талантами, их храбрости мог бы позавидовать каждый. К таким силачам относится, например, Илья Муромец, в то время как Садко является в былинах непревзойденным гусляром. Примечательно, что в былинах нередко встречается два поколения героев. И если «молодое» поколение нам хорошо известно, то «старое» на слуху не у каждого. К великим богатырям славного прошлого Руси относят, к примеру, Святогора и Волха Всеславьевича (возможно, является одним лицом с Вольгой Святославичем). Они также обладали особым даром. Так, богатырь Вольга умел обращаться в зверей и понимать их речи, а Святогор уродился великаном, которого «с трудом носила Мать – Сыра Земля», он же охранял Мировой Дуб. Примечательно, что былины о Святогоре стоят особняком от всех циклов. Лишь однажды встречается пересечение Святогора с Киевским эпосом – во время встречи с Ильей Муромцем, и дважды с Новгородским – встречи с Микулой Селяновичем. К слову и сам Микула, хоть и пахарь, но обладает богатырской силой, чья мать также Сыра Земля. Он носит в своей суме «всю тягость земную», которую больше никому не по силам поднять.

Василиса МикулишнаКак минимум две из трех дочерей Микулы также являются героинями эпосов. В Новгородской летописи, например, говорится об эпизоде, когда к Владимиру Мономаху на прием попал боярин Ставр Годинович, и князю не понравилось, как Ставр хвалился своей женой – Василисой Микулишной. За что приказал заковать его в кандалы и упрятать в погребе под дворцом. Василиса, узнав о пленении мужа, состригла свои роскошные косы, тянувшиеся до земли, переоделась в мужчину, представилась сыном короля Ляховитского и потребовала с царя дань за 12 лет (есть вариант, где Василиса выдает себя за татарского посла). Вместо дани, Василиса требует руки царевны, та же признает в сыне короля женщину. Мономах не верит дочери, но устраивает испытания, которые Микулишна с легкостью проходит. Во время свадьбы она требует показать ей богатыря Ставра. В итоге, когда Ставр все же узнает в сыне короля свою жену, они оба возвращаются к Владимиру, и пристыженный князь, признавая, что Ставр не зря хвалился с женой, отпускает обоих.

«Старшими» богатырей зовут не только из-за их возраста, но и из-за того, что представляют собой более древние архаичные типы героев (хотя сегодня чаще богатырей делят по эпохам – дотатарские времена, татарские и послетатарские). Будучи порожденными исключительно языческими верованиями, они обладали невероятными колдовскими способностями и поистине сказочными возможностями. Эти богатыри настолько сильны, что их единственный противник, способный с ними тягаться, – сама природа, породившая их. Кроме того, «старшие» богатыри уникальны в своем роде. Их силы присущи только им одним. И пусть их деяния сказочные, а обстоятельства мифические, в их образах лучше других читаются представления древних славян о мироздании.

Впрочем, былинные богатыри не только сражались с недругами и чудовищами, посягнувшими на людей и их веру, они нередко отправлялись в путешествие свататься к избранницам. По дороге они преодолевали ряд препятствий (когда препятствиями были бои, когда – загадки и наваждения), а в конце брали в жены прекрасную женщину, которая, как и сам герой, обладала каким-то неповторимым талантом.

Микула Селяныч

Как мы видимо по образам Садка и Микулы, Новгородские богатыри не воинственны. Они ближе к людям по своим образам, хотя и талантливей всех и каждого в чем-то. Садко не только лучше всех играет на гуслях, но и способен отправиться на дно морское, вернувшись назад целым и невредимым. А Василий Буслаевич, хоть и способен играючи на руках коня подбрасывать, но не применяет свою силу для борьбы с врагами – лишь для собственного развлечения. Новгородские былины часто завязаны на том, что главный герой нарушает какой-либо запрет или самоуверенность приводит его «под монастырь». Впрочем, в былинах отмечается несправедливость посыпавшихся на богатырей бед, а распорядителями их судьбы является Бог или злой рок. Нередко в этих былинах появляются Николай Чудотворец, странники и путники, которые так или иначе влияют на судьбу Василия и Садка: помогают им или напротив – ставят невыполнимую задачу. Мораль Новгородских былин в том, что люди не должны перечить высшим силам, потому что с ними не могут совладать даже богатыри.

Как отмечалось выше, былины (в частности киевские и новгородские) – это сплошной текст гипербол, отсылок к чему-либо. По одеянию богатырей, их поступкам, действиям окружения можно было судить о происходящем вокруг на подсознательном уровне. Когда богатырь не может словом убедить людей в необходимости действовать сообща, он убеждает их делом: скидывая свою верхнюю одежду, он отправляется в поле пахать землю и сеять урожай; его деяние ярко освещает солнце в чистом, как ключевая вода, небе. Нередко сочинители былин преувеличивали не только рост своего героя, его силу, но и кажущиеся с первого взгляда незначительными делали. Такое же положение дел справедливо и для врагов богатыря, а также обстановки: деревья достигают исполинского роста (отмечается важность природы), врагам «нет числа», а их предводитель «черен, как ночь» (такое описание мотивирует людей держаться вместе). Интересно, что и время в былинах течет по-особому, поэтому Илья Муромец легко за 6–8 часов мог добраться от Мурома до Киева. С другой стороны, сборы в дорогу, застолья и прочие события в былинах часто описывались в деталях и долго. В этом случае время будто бы останавливалось, и в былинах такие обстоятельства подавались как нечто абсолютно нормальное.

Владимир ВеликийВ центре многих былин стоит никто иной как князь Владимир Красно Солнышко. И хоть он является персонажем выдуманным, многие историки сходятся во мнении, что его прообразом мог послужить Владимир (Великий) Святославич, крестивший Киевскую Русь, а приданием ему эпических черт занимался князь Владимир Мономах. В былинах Владимир выступает главой богатырей, хотя сам никогда не обладал никакими выдающимися способностями, будучи простым человеком. Он часто поступает с богатырями не по совести, в любой ситуации не гнушается использовать их навыки, при этом не является полностью отрицательным героем.

Еще одним слугой князя является Дунай Иванович. В современной культуре этот богатырь почти неизвестен из-за того, что ему выделена трагическая роль, но Дунай-богатырь является одним из самых популярных в сюжетах прошлого – он является действующим лицом в более чем 50 былинах. В одном из сюжетов Дунай играет свадьбу с Настасьей Королевичной, в которой сам богатырь хвастается храбростью, а жена – меткостью стрельбы из лука. Требуя испытать его, он заставляет жену стрелять в кольцо на его голове. Жена трижды в него попадает, не выдержав, муж требует самому выстрелить – в кольцо на голове Настасьи. Но промахивается и убивает ее. Вскрыв чрево, он узнает, что у Настасьи зрел плод – чудесный ребенок с серебряными ногами, золотыми руками и звездными волосами. Вне себя от горя, он бросается на саблю, и умирает рядом с ней, а из его плещущей крови родилась река Дунай.

На Руси во все времена было множество богатырей – сильных, быстрых, умных, иногда вздорных и вспыльчивых. Пускай они и растеряли в веках свои волшебные силы, но сегодня, как и впредь, их объединяет одно – желание защищать людей от напастей, служить им словом и делом, показывая на личном примере, чего стоят настоящие честь и доблесть.

Святогор

blog comments powered by Disqus

Ближайшие праздники

Рождество Пресвятой Богородицы

Праздник отмечается примерно с IV века 21 (8 по старому стилю) сентября и является первым по счету из главнейших христианских праздников, т.н. «двунадесяты...


День учителя

5 октября во всех российских школах отмечается профессиональный праздник День учителя. Он учрежден в 1965 году Президиумом ВС СССР и не имел постоянной д...


Покров Пресвятой Богородицы

Праздник отмечается 14 октября и считается больше народным, хоть и относится к великим (следуют по значимости за двунадесятыми). Обычно названия церковных ...


Читайте также