Частушки

Частушки имеют много названия: коротушки, припевки, запевки, болтовни, пригудки, скакухи, трясогузки, коломийки, топтушки, семеновны, цыганочки, тараторки, матанечки, ихохошки, страдания, подгорные, разливные и т.д. Этот жанр устного народного творчества живет уже долгие века и, в отличие от многих других жанров, до сих пор не теряется своей актуальности: частушки звучат на свадьбах, народных гуляньях, этнических фестивалях, домашних застольях и даже просто так – в повседневной жизни молодые люди могут распевать частушки, относящиеся к современности.

Примечательно, что благодаря простому ритму эти четверостишья исполняют не только под балалайку или баян, но и вовсе без музыкального сопровождения – смысл частушки не в заводном ритме, а в юмористическом едком тексте, который зачастую является отражением происходящих вокруг событий. Частушка, как и анекдот, очень остро реагирует на изменения в политике, экономике и общественной морали. Часто используется прием, когда на частушку отвечают частушкой, или они поются дуэтом, что особенно свойственно бытовым песням: «муж» поет свою партию, «жена» – свою. Иногда такие коллективные песни приводили к настоящим словесным дуэлям, когда люди на ходу сочиняли четверостишья, служившие ответом на предыдущие, т.о. частушка превращалась в целую песню из 50-100 частушек! Такие «циклы» звались «спевами». Нередко состав частушек менялся, но оставалось общее начало – первая строка.

Вообще о происхождении частушек спорят по сей день. Сходятся историки и лингвисты в одном: они появились недавно. Самый ранний срок появления частушек датируется XVII веком, хотя большинство сходится во мнении, что это середина – вторая половина XIX века. О частушках не говорится ни в летописях, ни в легендах, да и сами русские поэты-классики (Пушкин, Некрасов) никогда не использовали этой стихотворной формы и ее сюжетов в своих произведениях, хотя во всю пользовались сюжетами древнерусских былин, сказок и поверий. Даже в словаре Даля частушка в смысле песни не встречается. В частушках ни коим образом не отражена отмена крепостного права в 1861 году, но события 70-х годов свое отражение в этих четверостишьях нашли: война России с Турцией и Японией, революция 1905 года. Говоря о поэтах, стоит отметить, что только писатели ХХ века (Блок, Есенин, Маяковский и др.) создавали некоторые свои произведения в стиле частушек или упоминали о них так или иначе. А еще более удивительно, что они появились практически одновременно совершенно в разных регионах России: на Волге, Урале, в Рязани, Саратове, Новгороде, Сибири – и везде именовались по-разному. Кроме того, благодаря тому, что на территории России живет множество народов, русские частушки нередко пересекаются с частушками других народов, образуя интересный симбиоз двух разных языков, что особенно заметно в Башкирии и соседних районах.

Стоит отметить, что частушки бывают не только четверостишьями, но и шестистишьями, и даже двустишьями. Впрочем, последние являются малораспространенными и зовутся «страданиями», присущи, в основном, Саратовскому региону, а шестистишья и вовсе больше нигде не поются, т.к. не прижились.

Так как частушка является изобретением народа, ей присущи разные жанры. Есть частушки лирические, есть образные (где проводятся параллели с символами, например, с березой, туманом, медом и т.д.), есть частушки-пословицы, плясовые, с обращением лично к кому-то из присутствующих (обычно к гармонисту), бытовые. Часто используется неточная рифма (праздник – дразнит, белая – бегала и т.п.). Крайне часто в частушках используются вульгаризмы и мат, что не удивительно, ведь «мужицкая речь» легкостью и красотой не отличалась. Но в советское время такие частушки – с руганью и элементами эротики – при детях старались не петь. Один из самых интересных видов частушек – т.н. «нескладухи» и «перевертыши». В нескладухах высмеиваются сами частушки:
Я с высокого забора
Прямо в воду упаду.
Ну, кому какое дело,
Куда брызги полетят.

Отсутствие рифмы здесь нарочное, чтобы обмануть ожидание слушателя и поставить его в тупик невероятной развязкой. Впрочем, перевертыши служат для той же цели, что и нескладухи, хотя их вотчина – сюрреализм, в котором пилой копают картофель, галоши сделаны из серебра, а часы – из резины.

Примечательно, что казалось бы забытые стихотворные формы были «реанимированы» уже в XXI веке в виде т.н. «порошков» и «пирожков», получивших просто невероятную популярность. Отличительных черт две: эти стихи редко когда исполняют под музыку, и пишут их нарочито пренебрегая правилами пунктуации:
вдруг в эту самую минуту
бог смотрит пристально на нас
и думает сначала тапком
или сначала дихлофос

***
я сзади подойду прикрою
ладонями твои глаза
и буду слушать грустно виктор
иван василий константин

***
геннадий ты еще и мысли
ты ж блин не только существуй
сантехник объясняет сыну
в других словах но смысл такой

Причем, «порошки» от прочих нескладух (в т.ч. «пирожков») отличает еще и нарочито короткая четвертая строка (всего два слога), что только усиливает эффект неожиданности:
дыхнул в ладонь украдкой брежнев
разгладил брови вздернул нос
ну все подумал чаушеску
взасос

***
я свой характер закаляю
преодолением преград
упорно циркулем рисуя
квадрат

***
скачи родная на скакалке
качай живот носок тяни
смотри слоны в твоей уснули
тени

Интересно, что наибольшее распространение частушка получила с началом рыночных отношений в России – с приходом капитализма. Он освободил многих людей от раболепия, дав им самим решать свою судьбу: место под солнцем теперь зависело только от прыти и хватки новоявленных предпринимателей. Смена менталитета отлично прослеживается в устном народном творчестве: в песнях мы слышим покорность судьбе, а в частушках – вызов, который толкает человека испытать судьбу, «взять ее за рога». Тоже самое касалось и патриархальных устоев: женщины получили больше свободы, получили шанс стать независимыми, что также быстро отразилось на текстах коротких песен. В прочем, какими бы ни были отношения между крестинами и их владельцем, а затем – нанимателем, частушка с момента появления была безапелляционна. Ее интересовало все – от быта до политики, от любви до войны.

Впрочем, частушки в основном были достоянием молодежи. Надо было быстро соображать, чтобы придумать стишок на ходу, быть гибким, чтобы выплясывать под озорной ритм, выносливым, чтобы долго принимать участие в таких выступлениях. Кроме того, частушки были отражением воли народной, а кто всегда пуще других стремится к переменам и независимости? Конечно же, молодые люди. Молодецкие частушки часто носят шутливый характер, в них парни подшучивают над девушками и наоборот, а все вместе подшучивают над родителями или над царем и чиновниками. Даже с приходом советской власти традиция осталась, только царя заменяли в частушках бригадиром, членом КПСС и главой колхоза, а думу – заседанием КПСС. Частушка шутила над всеми – и бедными, и богатыми.

При СССР количество частушек росло «не по дням, а по часам», т.к. весь советский период, особенно его первая половина, был крайне богат на события. Появлялись даже «поддельные частушки» – тексты, сделанные на заказ. Их заказывали авторам коммунисты, чтобы создать видимость благосостояния:
Прежде бабам жизнь какая –
Замужем век мучиться;
А теперь мои три дочки
В институтах учатся.

Не говоря уже о том, что первые две строки не попадают под ритм частушки и спеть их крайне затруднительно, эта песня – явно не молодежная, какой является частушка.

Тем не менее, сначала появились частушки о гражданской войне и Октябрьской революции, где одинаково дразнили и «красных», и «белых». Затем пелось о коллективизации, раскулачивании, особенно много частушек было о колхозах. Не стеснялись петь частушки о Ленине (как ругательные, так и хвалебные), и Сталине:
Едет Сталин на корове,
У коровы один рог.
Ты куда, товарищ Сталин?
«Раскулачивать народ».

А в годы сталинских репрессий 1930-х годов ходили в народе и такие строки:
Родился в селенье Гори
Мне, тебе и всем на горе
У сапожника Васо
Трижды сукин сын Сосо.

В годы Второй Мировой войны количество шутливых частушек по понятным причинам резко убавилось. Это были частушки об утратах, голодной жизни, лишениях, о тяжелом, практически рабском труде. Самыми распространенными были частушки о любимых мужчинах, которые воюют «на чужбине».

Отдельно стоит сказать о частушках, создававшихся интеллигенцией. Их содержание было в основном политическим, острой и едкой сатирой. По этой причине их мало кто записывал, потому что в условиях тоталитаризма это грозило тюрьмой, ссылкой или расстрелом, причем не только для авторов строк о наболевшем, но и для его близкого окружения, а также просто исполнителям. Впрочем, смельчаки всегда находились:
Эх, раз, еще раз,
Спела бы, да что-то,
На Гороховую, 2,
Ехать неохота.

По этому адресу в Санкт-Петербурге располагалось здание Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК), преобразованной в дальнейшем в НКВД, а затем – в КГБ.

Генсек СССР Никита ХрущевПосле смерти Сталина уже ходили во всю шуточные частушки о новом Генеральном секретаре – Никите Хрущеве. В отличие от предшественника, Хрущев к таким народным «выходкам» относился более лояльно:
Все случилось шито-крыто.
Стал вождем Хрущев Никита.
Сталин гнал нас на войну,
А Хрущев – на целину.

Особенно «досталось» его «ноу-хау» – выращиванию кукурузы на просторах России. Можно сказать прямо: из плюсов у этой затеи – только волна новых частушек:
Вышла б замуж за Хрущева,
Да боялась одного:
Говорят, что вместо члена
Кукуруза у него.

Генсек СССР Леонид БрежневПотом последовал период «застоя» «под руководством» Леонида Брежнева, любовь к которому всенародной тоже вряд ли можно назвать:
Обменяли хулигана
На Луиса Корвалана.
Где б найти такую б...ь,
Чтоб на Брежнева сменять.

***
Как-то Брежнев и Подгорный
Напились вдвоем «Отборной».
Утром встали с пьяной рожей –
Водку сделали дороже.

В советской истории одна крайность сменял другую. Настало время «перестройки» и «гласности», попытка построения «социализма с человеческим лицом» последнего генсека СССР Михаила Горбачева:
Перестройка — мать родная,
Хозрасчет — отец родной.
Чем родители такие,
Лучше буду сиротой!

***
Встань-ка, Ленин, подивись,
Как колхозы разжились:
Пузо голо, с кривым боком,
И кобыла с одним оком.

***
«Отчего это коровы
Молока нам не дают?» —
«Так ведь им про Перестройку
В хлеву баек не поют».

***
Раньше пили каждый день,
А теперь — с получки.
Этот хрен с пятном на лбу
Нас довел до ручки.

Генсек СССР Михаил ГорбачевТакже при Горбачеве был на какое-то время принят т.н. «сухой закон» – запрет на торговлю алкоголем. Однако и тут вышла промашка – и закон не работал, и число самогонщиков выросло, и статистика отравлений низкокачественным варевом возросла:
Под окном растет береза,
В доме чай все время пью,
Ну никто мне не поверит, 
Что я водку не люблю!

***
Понял водка это зло,
Сила только в чае!
Раньше жил я как в аду,
А сейчас как в рае!

И, наконец, завершающий этап советской истории – развал СССР, потеря власти коммунистами. Как грибы после дождя, стали множиться частушки о коммунистической партии:
Мимо нашего райкома
Я без шуток не хожу:
То им серп в окошко суну,
То им молот покажу.

В новое время, когда у людей наконец появилась свобода слова и свобода передвижения, городские частушки стали проникать в села, служа своего рода «новостями из центра», а из сел – в город, выступая в роли «настроений народа». Впрочем, в деревнях сохранилось немало дореволюционных частушек, но и они меняются, будто глина в руках мастера, под влиянием извне. Если раньше пели строки «Без лучины, без огня зажег сердечко у меня», то сегодня вы услышите «Без бензина, без огня…». Сама простота частушек благоволит находчивым авторам: из них можно «слепить» любой новый сюжет, или напротив – переделать текст, полностью сохранив его изначальный смысл.

Современные частушки резко отличаются от частушек прошлого века – они пестрят современными словами и ситуациями не меньше, чем «пирожки» или «порошки», хотя переживания зачастую относятся к разряду т.н. «вечных»:
Как у наших, у ребят
Голова из трех частей:
Карбюратор, вентилятор
И коробка скоростей.

Благодаря своей простоте и задорности, частушки продолжают жить яркой жизнью. Они пережили давление крепостничества, царской цензуры, «красного террора», сталинских репрессий, нескольких войн, голода, советской цензуры и продолжают жить в условиях цензуры современной и века высоких технологий, когда современная молодежь, казалось бы, полностью погружена в виртуальный мир и работу. Фактически мы сегодня являемся непосредственными участниками обогащения устного народного творчества, и каждый может внести культурный вклад в историю России!

blog comments powered by Disqus

Ближайшие праздники

Рождество Пресвятой Богородицы

Праздник отмечается примерно с IV века 21 (8 по старому стилю) сентября и является первым по счету из главнейших христианских праздников, т.н. «двунадесяты...


День учителя

5 октября во всех российских школах отмечается профессиональный праздник День учителя. Он учрежден в 1965 году Президиумом ВС СССР и не имел постоянной д...


Покров Пресвятой Богородицы

Праздник отмечается 14 октября и считается больше народным, хоть и относится к великим (следуют по значимости за двунадесятыми). Обычно названия церковных ...


Читайте также