Русские сказки

Наверное, нет в наших широтах людей, которые бы не слышали бы сказок об Илье Муромце, Василисе Прекрасной, каменном цветке, щуке, царевне Несмеяне, Деде Морозе, Бабе Яге, Кощее Бессмертном, лешем и целой плеяде других персонажей народного фольклора. Сказки в виде былин, сказов, поверий и мифов жили в нашем народе более тысячи лет – они изменялись с годами, объединялись в один сюжет, адаптировались, по ним в последнее столетие снимались фильмы и мультфильмы. Однако, так или иначе, они просуществовали бок о бок с нами долгие века – часто поучительные, иногда просто развлекательные.

Если верить историческим документам, само слово «сказка» официально появилось в русском словаре в XVII веке в контексте лжи. В документе Всеволодского воеводы отмечено осуждение солдатом людей, «сказки сказывающих небывалые». Прежде же такую ложь именовали сказом, байкой, басенью (слово «бать», от которого произошло слово «басня», означало буквально «рассказывать»), хотя считается, что слово «сказка» существовало и прежде в народном творчестве. Согласно словарю Даля, например, сказка – это вымышленный рассказ, имеющий определенный смысл.

Александр АфанасьевСказки в современном понимании сочинялись на протяжении всей истории существования славян, хотя они и были в основном промыслом талантливых сказочников, сведений о них не сохранилось, что перевело их творчество в разряд народного. Впрочем, были и те, кто эти сказки собирал и систематизировал, создавая разного рода сборники. Самым известным собирателем русских народных баек был Александр Николаевич Афанасьев. Уроженец Воронежской губернии получил образование историка, хоть и работал в самых известных журналах того времени и в Московском архиве, тем не менее имел хобби – собирание народного фольклора. Сначала он проводил в журналах «Современник» и «Отечественные записки» статьи с анализов русских сказок, в дальнейшем отважился на их перепечатку. Сборник «Русские народные легенды» содержал в себе сказочное жизнеописание Иисуса Христа, апостолов и других библейских персонажей в том виде, в каком их воспринял народ – из-за разногласий с официальной православной точкой зрения сборник не пропустила цензура, и Афанасьев написал новый сборник («Заветные сказки»), который был переправлен в Европу. В этом сборнике содержались не только сказки о Христе, но и байки эротического содержания. После этого поступка историка власти стали преследовать его – проводились обыски, неоднократно вызывался в полицию и т.д. Тем не менее, к концу жизни (умер в возрасте 45 лет) он смог закончить свой главный труд – трехтомник «Поэтические воззрения славян на природу». Он не только содержал в себе набор сказок, но и их историко-филологический анализ. В этом труде Афанасьев вновь попытался вернуть утраченный в русском языке стиль изложения – образность, т.е. связь языка и преданий. Примечательно, что к этой работе много раз обращались поэты Евгений Есенин, Александр Блок, писатель Максим Горький и другие.

Через 22 года после смерти Афанасьева, в 1884 году, фольклорист и поэт Дмитрий Николаевич Садовников выпустил сборник «Сказки и предания Самарского края». В нем собрано более 70 сказок Поволжья, впрочем, автором сказок выступил Абрам Новопольцев – простой крестьянин из Ставропольского уезда.

Многие фольклористы занимались сбором именно народных сказок, да и современные люди зачастую читают детям не столько стихи, сколько народные сказания. Дело в том, что их поэтическое содержание не только яркое, наполненное интереснейшими персонажами, глубоким пониманием взаимоотношений, но и зачастую содержит поучительную мораль. Примечательно, что сказка до сих пор не принадлежит ни к одному из жанров устного народного творчество. Все дело в разнообразии сказок – они есть практически у всех народов, отличаются сюжетами, их итогом и способами подведения сказки под иногда даже нелогичную концовку. Впрочем, условно сказки делят на два типа: вымысел и отражение реальности посредством вымысла. Сейчас принято делить сказки на три основных сюжета: животные сказки, бытовые и волшебные.

Животные сказки

Существует мнение, что сказки о животных – древнейшие из подобных. В этом нет ничего удивительного, в прошлом люди жили бок о бок с природой, наделяли ее божественной силой, строили на законах природы суеверия, приметы и т.д. В животных сказках звери получают человеческие черты, среди которых нередки прямохождение, обязательны человеческая речь, труд, взаимоотношения с родней и соседями, прием пищи и многое другое. Фактически звери – тотемные создания в славянской мифологии. Они обладали какими-то особыми умениями. Нередко, скажем, медведь изображается как ведун или мудрец – благодаря пророческому дару. Он никогда не прощает обид, мстителен, страшен в гневе. Победа человека над медведем в сказках – знаковая, исходит из древней веры, что власть над животным получит только человек, уверенный в своих силах, например сказка «Мужик и медведь». С хитростью и мудростью в древних сказках ассоциировался волк, хотя в последнее время сказка переходит в иронию, смех над животными. Сегодня сказочные звери – это больше критика данного вида, нередко человека, чьи черты придали тому или иному герою сказки, а возможно даже и других зверей. К таким сказкам можно отнести сказы про «Лису и журавля» и «Зверей в яме». Стоит отметить, что человек в животных сказках играет в лучшем случае равную животным роль, и превосходит их только благодаря недюжинной силе, отстрой смекалке и т.п. Часто людей в животных сказках вообще нет. Животные сказки классифицируют по главным действующим персонажам – домашние животные, дикие животные, лиса, птицы, рыбы и т.д. Возможно и семантическое их разделение (небылица, басня, легенда и т.д.) или разделение по целевой аудитории (взрослые, детские и т.п.). Сегодня животные сказки принадлежат к детской аудитории – их сюжеты зачастую упрощены, концовка всегда счастливая. Не в пример, т.н. «озорным» сказкам (т.е. порнографическим), которые, по понятным причинам, являются достоянием взрослой аудитории.

Говоря о современных сказках, стоит отметить, что они обладают более комичным сюжетом, нежели прежние. Обычно, главным героем является лиса – народный архетип трикстера, т.е. создания, подшучивающего над другими, строящего козни, плетущего интриги, лживого. Интересно, что во многих культурах мира трикстером является заяц. Зачастую в этих сказках противник трикстера другой архетип – простофиля, полная противоположность. В современных русских сказках простофилей часто выступает волк или медведь. Лиса может строить козни и другим животным, однако если ее жертва слабее нее, то она обязательно проиграет, а из концовки будет извлечена мораль.

Разновидностями сказок о животных являются басни и новеллы. Если басня – это относительное молодое течение сказки, упирающее на комизм и мораль, то новелла (классический пример – сказка «Благодарные звери») комизмом пренебрегает полностью или частично, оставляя место для интриги и занимательности сюжета. Интересно, что к XIX веку сатира в сказках почти полностью исчезла, сохранившись лишь в сюжетах о лисе.

Вероятно, самая известная сказка о животных – «Колобок». Сюжет известен каждому из нас: старик со старухой пекут хлеб, ставят его на окно остывать, а он, сделанный в форме круга, падает и «катится по дорожке». Колобок избегает встречи с рядом зверей, однако лиса его все же съедает. Мораль сказки в том, что надо «меньше говорить, да больше думать», и не хвалиться по чем зря.

Волшебные сказки

Волшебные сказки четко разграничены на три основных сюжета: героический, приключенческий и собственно волшебный. Только в этих сказках «дети растут не по дням, а по часам», яблоки лечат от всех болезней и старости, а Снегурочка превращается из ледяного создания в живую девочку. Бесконечные возможности, ограниченные лишь фантазией автора, передают сюжет через волшебных существ или волшебные предметы. Ученые часто спорят, какие сказки появились раньше – волшебные или животные, и многие придерживаются мнения, что именно волшебные, т.к. в них отражено знакомство человека с окружающим миром. В отличие от животной сказки, волшебные сложнее в плане сюжета. Такой род сказок имеет некое предисловие, завязку, развитие сюжета, апогей событий и их развязку.

Важно отметить, что в волшебных сказках сюжеты чаще всего завязаны на людях, причем всегда двух поколений – старшего и младшего. Нередко младшее поколение отлучается от старшего – службой, смертью и т.д. Кроме того, в экспозиции сказки завязкой к сюжету может послужить недостача чего-либо или нарушение какого-либо запрета. В сюжете Добро всегда побеждает Зло – это может отражаться в прямом противостоянии или в разгадывании загадок. Итог всех потерь и побед в сказках этого типа – подъем главного героя на более высокий статус по социальной лестнице, или же отказ от этого статуса (воцарение, генеральская служба, женитьба на царевне и т.п.).

Существует несколько подвидов волшебных сказок. Древнейшим считается тотемный, где один из героев женится на оборотне или звере – «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек», сюжеты, где один из супругов ищет другого, обращенного в зверя колдовством. Еще один популярный сюжет – путешествие в иные миры, зачастую ради спасения прекрасной царевны. Третий сюжет – дети, попавшие в беду. Это может быть ведьма, укравшая малышей, изловивший их гигант-людоед, лесной дух и т.д. В конце дети всегда спасаются, почти всегда благодаря находчивости одного из похищенных. Нередко противостояние в сюжетах волшебных сказок главного героя и хтонического ужаса, в основном Змея Горыныча или Кощея Бессмертного. Последний, самый редкий и малопоулярный сюжет – семейный.

Как уже отмечалось, волшебные сказки часто оканчиваются социальным подъемом героя, часто это происходит через свадьбу. Так, в сказке «Конек-горбунок» младший из трех братьев, являющийся главным героем, обладает всеми отрицательными чертами своего окружения – безответственностью, слабоволием, глупостью, но в конце становится не только царевичем, но и умным и красивым парнем.

Бытовые сказки

Определенно, бытовая сказка появилась после волшебной. Здесь нет говорящих котов и разгуливающих в сапогах петухов, нет Бабы Яги и домового, зато есть темные стороны людских душ: зависть, злость, подлость, аморальность, тщеславие, высокомерие и т.п. Все это противостоит главному герою – человеку ответственному, высокоморальному, честному. В бытовой сказке сталкиваются противоположности, причем на стороне Добра выступают зачастую всего несколько человек, а то и вовсе один. Бытовые сказки наиболее ироничны. Хоть в них Добро всегда побеждает Зло, часто делается акцент на то, что произошедшее – случайность, единичный случай. Т.к. в бытовой сказке сюжет хоть и вымышлен, но вполне вероятен, их сатирическое значение имело в народе куда больший вес.

Подвидом бытовой сказки является смешанный тип, когда волшебная сказка перетекает в бытовую. Например, сказка о «Скатерти-самобранке». Сказку о том «Как солдат из топора кашу варил» тоже можно отнести к смешанному типу, ведь солдат придает топору свойства, которые его быть не могут, а скупердяйка-хозяйка верит в них. Как и скатерть-самобранка, топор здесь служит лишь средством, подводящим слушателя к морали.

Сказки сегодня

Встарь сказки служили не столько средством воспитания детей, сколько народным развлечением – сказки слушали и сочиняли все. Сегодня же взрослые люди отдают предпочтение коротким сказкам – анекдотам, которые также носят или иронический, или морализаторский смысл. Другими словами, современная сказка – детское достояние. Часто, разные сказки рекомендуют в разным возрастам, чтобы малышам было легче их понять. Как доказали психологи, русские сказки в целом крайне позитивно воспринимаются детьми: они довольно легко улавливают суть, доверяют сказкам, получают удовольствие от сюжетов, персонажей, которые высмеивают глупость, лень, жадность. Впрочем, после семи лет их интерес к русской сказке зачастую гаснет, так как их взору предстают современные вымышленные истории: кино, мультипликация, западные сюжеты с яркой картинкой и яркими шутками. Обычно сказки о животных читаются самым маленьким детям. В них медведь силен, волк жесток, лиса хитра, петух храбр, а заяц труслив. Трехлетним детям начинают рассказывать бытовые сказки, ведь малыш уже ходит повсюду, видит, чем занимаются его родители, и теперь готов воспринимать не только образы, но и окружающие его вещи. Считается, что до шести лет волшебные сказки детям лучше не читать, а если и читать, то обязательно опускать страшные моменты, т.к. дети себя полностью отождествляют с героями повествований и могут попытаться воплотить их деяния в жизнь. Впрочем, после шести лет чаще всего дети уже четко разграничивают реальность и вымысел. Споры о вреде ужасных сюжетов в сказках продолжаются по сей день. Но, например, в Румынии, Молдавии, Англии и Германии малышам до сих пор рассказывают сказки с леденящими душу подробностями о каннибализме, жестоких убийствах, пытках, психологическом насилии и т.п.

Многие психологи говорят, что сам ребенок поможет вам понять, какую сказку малышу лучшего всего прочесть сегодня. Если она ему нравится, он будет внимательно вас слушать, а если нет, то станет искать себе занятие по душе. Если ребенок почувствует угрозу для своего внутреннего мира, он обязательно даст вам понять хныканьем и плачем, что сказка ему не по душе.

blog comments powered by Disqus

Ближайшие праздники

День матери

(В 2017 году отмечается 26 ноября) День матери в России отмечается в последнее воскресенье ноября и учрежден в 1998 году. Праздник был учрежден с цель...


Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы празднуется христианами всего мира 4 декабря (21 ноября по старому стилю). События, которые отмечает Церковь, относят...


День Конституции Российской Федерации

Конституция современной России была принята 12 декабря 1994 года – это одно из самых важных событий не только страны, но и для гражданского общества в це...


Читайте также