Андрей Рублев – московский мастер иконописи

Андрей РублевЗа труды и мастерство Андрея Рублева Русская православная церковь канонизировала его в лике преподобных, светское же общество считает его величайшим мастером Московской школы иконописи. Впрочем, Андрей Рублев занимался не только созданием икон, он также расписывал церковные книги, а также занимался монументальной живописью.

О жизни Рублева до церковного служения известно мало. Предполагается, что он родился в 1360-1370 годах в Московском княжестве, хотя по ряду свидетельств его местом рождения был Великий Новгород. Учитывая происхождение фамилии (рубель – инструмент для накатки кож), принято считать, что его родители были ремесленниками. Снова же, неизвестно настоящее имя иконописца. Имя Андрей он принял с монашеским постригом в Троице-Сергиевом мужском монастыре, хотя можно предположить, что данное при рождении имя также начиналось с буквы «А» согласно традициям того времени.

«Гостеприимство Авраама», или «Троица»Примечательно, что Рублев хоть работал согласно традициям Московской школы иконописи, но также хорошо владел художественными приемами славянского народа. Первое летописное упоминание о Рублеве относится только к 1405 году, когда ему, Феофану Греку и Прохору-старцу доверили роспись московского Благовещенского собора. Этот факт говорит, что к этому времени Рублев уже был известным мастером своего дела, иначе бы ему не доверили столь ответственное занятие. Кроме того, он работал наравне с Феофаном Греком – известнейшим византийским и русским мастером фрески, иконы и книжной миниатюры. Снова о Рублеве летопись упоминает в 1408 году, когда он расписывал Успенский собор во Владимире. К этому времени у него уже появились ученики, рисовавшие в неповторимой стилистике Андрея Рублева. Самой знаменитой работой мастера стала икона «Гостеприимство Авраама», или «Троица». Точная дата написания иконы неизвестна. Предположительно это или 1411 год, или период между 1425 и 1427 годами. Сегодня эта работа хранится в Третьяковской галерее как одна из самых прославленных русских икон. Сюжет изображает трех ангелов за столом, в центре которого стоит чаша с головой тельца. На фоне – Мамврийский дуб, гора Мориа и палаты Авраама. Благодаря художнику традиционный библейский сюжет был наполнен глубоким богословским содержанием. В одеждах центрального ангела мы читаем элементы одежды Иисуса Христа. Он и правый ангел обращены к ангелу слева, чей стан указывает на отеческое первенство. Он сидит ровно, ни перед кем не сгибается, на двух других ангелов смотри прямо. Светло-лиловые его одежды указывают на царственное положение. Третий же ангел, сидящий справа, носит светло-зеленые одежды, олицетворяя собой Святого Духа. Дуб у Рублева является символом живоначальности Троицы, дом стал символом Божественного Домостроительства. Дом находится за спиной Отца, дуб – за спиной Сына, гора – за спиной Святого Духа.

Как уже отмечалось, Андрей Рублев занимался также росписью святых мест. Необычной была фреска «Страшный суд» из владимирского Успенского собора. Традиционно ужасающая сцена в исполнении художника превратилась в праздник торжества справедливости, а на первое место вышло не устрашение судьбой грешников, а главенство важности человеческого духа.

Век жизни Рублева характеризуется национальным подъемом, гордостью корнями, возвращением к нравственным устоям предков и их глубокой религиозности. Переосмысление духовности, которые широко гуляло по православному миру, и было воплощено Рублевым в иконописи. Специалисты отмечают, что в ряде его работ видны приемы монументальной живописи – широкая манера письма и лаконичные плавные контуры. При этом надо заметить, что иконы Рублева выполнены в различной манере и не равноценны в художественном плане.В поздних работах автора чувствуются драматические ноты от осознания того, что грядут новые междоусобицы, а идеализирование русского духа и возвышенные речи не стали частью быта, принципом жизни его современников. Эти поздние иконы выполнены в темных тонах, зачастую художник большее внимание обращал на декоративность образов.

Стоит заметить, что ряд работ, приписываемых Андрею Рублеву, возможно, не являются его творениями. Среди них иконы «Владимирская Богоматерь», «Спас в силах», «Рождество Христово», «Вход в Иерусалим», «Крещение». Говоря об иконостасе Московского Кремля отмечается, что Рублев не был автором всех икон. Тем не менее, историки отмечают, что в образе Иуды Рублев, возможно, изобразил самого себя. Кроме того, подлежит сомнению авторство фрески в Успенском соборе на «Городке» в Звенигороде (Московская область). Интересен и тот факт, что ряд работ древнерусского художники считался чудотворным еще при жизни Андрея Рублева.

Всемирно известный иконописец скончался от чумы в 1428 году, когда занимался росписью Спасского собора Андроникова монастыря в Москве, где и был похоронен. Во время археологических изысканий 1993 года в монастыре были обнаружены останки, которые, предположительно, и принадлежат известному художнику.

Спасский собор Андроникова монастыря в Москве

blog comments powered by Disqus

Ближайшие праздники

День матери

(В 2017 году отмечается 26 ноября) День матери в России отмечается в последнее воскресенье ноября и учрежден в 1998 году. Праздник был учрежден с цель...


Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы празднуется христианами всего мира 4 декабря (21 ноября по старому стилю). События, которые отмечает Церковь, относят...


День Конституции Российской Федерации

Конституция современной России была принята 12 декабря 1994 года – это одно из самых важных событий не только страны, но и для гражданского общества в це...


Читайте также