Антон Лосенко – первый российский исторический живописец

Антон ЛосенкоАнтон Лосенко, один из самых значимых художников России XVIII века, родился в 1737 году в городе Глухов (Украина) в казацкой семье, осиротев в семилетнем возрасте. Еще при жизни родителей Лосенко обучался в Глуховской школе песни и инструментальной музыке, а после их смерти пел в Придворной певческой капелле. В 16-летнем возрасте вынужден был ее покинуть из-за изменений в голосе, после чего был направлен учиться живописи у крепостного живописца Ивана Аргунова, «принадлежавшего» графу Петру Шереметьеву. Молодой художник обучался этому тонкому искусству почти шесть лет, после чего был зачислен в 1758 году в Академию искусств (Петербург). Приемом студентов занимался основатель этой академии и Московского университета, фаворит императрицы Елизаветы Петровны граф Иван Шувалов.

Учителям учебного заведения, где учился Лосенко, в основном были французы. Под их руководством молодой живописец создал первые свои две серьезные работы: портреты Шувалова и поэта Ивана Сумарокова. Тогда же, спустя два года обучения, был отправлен во Францию для усовершенствования своей техники живописи. Там в течение двух лет он создавал одну из крупнейших своих работ – полотно «Чудесный улов рыбы» (евангельский сюжет). В этой работе начала проявляться индивидуальность автора. Хоть он и писал в пропагандируемом тогда стиле классицизма, Лосенко смог вписать в жесткие каноны человеческий, смягченный образ Спасителя.

«Андрей Первозванный»Вернувшись в Петербург в 1762 году, художник получил заказ на создание «Портрета Великого князя Павла Петровича в детстве». В дальнейшем этот человек стал императором Павлом I. В этот же период к нему обратились основатель первого публичного театра в России Федор Волков и актер Яков Шумской. Выполнив заказы, Антон Лосенко вернулся в Париж, чтобы продолжить свое обучение, обучаясь исторической живописи в Жозефа-Мари Виена. В 1764 году им написаны картины «Андрей Первозванный» и «Смерть Адониса», а годом позже, в конце обучения, написал «Жертвоприношение Авраама», перебравшись в Италию. В те же годы молодого художника заинтересовала античность. Впрочем, эта заинтересованность продиктована временем и модой – классицизм поощрял обращение к древнегреческим сюжетам, и в 1769 году появилась картина «Зевс и Фетида». Глядя на творчество Лосенко, заметно влияние тех или иных стилей на его мастерство. До середины 1760-х мастер красок рисовал библейские сюжеты в стиле позднего барокко, а в конце десятилетия он обратился к классицизму, что хорошо заметно в картинах «Каин» и «Авель». В «итальянский» период творчества художник много времени уделял рисованию голых тел, с точностью пропорций и анатомических особенностей человека. Закончив эти две картины, художник вернулся в Петербург. 60-е годы в творчестве автора особенно богаты портретными работами, посвященными современникам. Герои его картин величественны, одухотворены, от них веет человеческой добротой и доброжелательностью.

«Владимир и Рогнеда»К 1770 году Лосенко заинтересовался древнерусской культурой, создав «Владимира и Рогнеду». Крупная работа доказала справедливость утверждения, что русская история имеет право стоять на одной ступеньке с историей античности по крайней мере в культурном плане. За эту картину живописец получил звание академика. Согласно истории, Новгородский князь Владимир просил князя половцев Рогвольда отдать за себя замуж его дочь. Последний отказал Владимиру, вызвав его гнев. Вскоре Владимир завоевал Полоцк, убил князя с сыновьями, а его дочь, Рогнеду, взял в жены силой. Картина Лосенко изображает кульминационный момент, когда Владимир вторгается в покои только что осиротевшей девушки. Но здесь художник отошел от истории, к картине идеалы эпохи просвещения – гуманизм и нравственность. Князь Владимир как бы кается перед Рогнедой в содеянном. Он больше не вероломный князь, начинающий войну в угоду своим амбициям. Больше чем такое перевоплощение князя критиков порадовал антураж картины – национальное прошлое. С тех пор, история русского народа входит в высший свет живописи, занимая место наравне с античностью и Библией, становится сюжетом исторической картины.

Пионером Лосенко стал и в другом направлении искусства в России. Он создал первый в стране учебник по художественной анатомии человека, назвав его «Изъяснение краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй, старанием Императорской Академии художеств профессора живописи господина Лосенка для пользы юношества, упражняющегося в рисовании, изданное». Для нескольких поколений художников, особенно классицистов, этот труд стал главным помощником в развитии и оттачивании их художественных навыков. Следующим шагом Лосенко стал труд, в котором он изложил азы исторической живописи. Работы талантливого художникабвли написаны и изданы в годы его преподавательской деятельности. Сначала он был назначен адъюнкт-профессором Императорской Академии художеств, профессором, и, в конце концов, ее директором.

Последней работой автора стала незаконченная картина «Прощание Гектора с Андромахой» (1773 год). Оригинальный сюжет из «Илиады» Гомера рассказывает о подвиге самопожертвования ради любви к Родине. Гектор, сын царя Трои Приама, прощается с женой и своим ребенком перед сражением. Художник изобразил героев будто знавших, что из этого сражения им не вернуться живыми, поэтому вся сцена изображена как патетическая. Примечательно, что наигранно патетичен лишь Гектор. Остальные люди персонажи величественны, сдержанны, суровы. Они контрастируют с центральной фигурой полотна, создавая гармоничность композиции.

«Прощание Гектора с Андромахой»

Увы, талантливый художник умер рано – в возрасте 36 лет. Причиной смерти стала «водяная болезнь» – водянка. Современники отмечали, что Лосенко не место в преподавательском деле – не из-за отсутствия таланта, как раз наоборот. Скульптор Этьен Морис Фальконе писал императрице Екатерине II, что Лосенко не может реализовать себя как художник на преподавательской должности, а будучи вечно вовлеченным в «подковерные интриги дворян», чувствовал, что ему не место среди этих людей. Фальконе также отмечал, что эти люди погубят «первого искусного художника нации». Императрица обещала отреагировать и перевести Лосенко в Эрмитаж, но этого не случилось. Возможно, из-за подорванного морального состояния и высосанных этими интригами сил, Антон Лосенко и не смог справиться с тяжелым недугом. Согласно другой версии, он якобы перенес ряд унижений, лишился заказов, был стеснен материально, и из-за захлестнувшего его отчаяния спился. Противники этой редкой теории отмечают, что живописец напротив вел здоровый, «воздержанный» образ жизни, а вино применял только как лечебное средство. Интересно, что версия о пьянстве появилась только в 50-е годы прошлого века, в то время как обратную этой версии высказал еще Петр Петров – писатель и искусствовед XIX века.

Не смотря на слухи и домыслы, в историю России Антон Павлович Лосенко вошел как искусный портретист и основоположник исторической национальной живописи. Живописец стал первым русским художником, признанным европейскими мастерами, искусствоведами и высшим светом как истинный русский мастер картины.

blog comments powered by Disqus

Ближайшие праздники

День матери

(В 2017 году отмечается 26 ноября) День матери в России отмечается в последнее воскресенье ноября и учрежден в 1998 году. Праздник был учрежден с цель...


Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы празднуется христианами всего мира 4 декабря (21 ноября по старому стилю). События, которые отмечает Церковь, относят...


День Конституции Российской Федерации

Конституция современной России была принята 12 декабря 1994 года – это одно из самых важных событий не только страны, но и для гражданского общества в це...


Читайте также