Изобразительное искусство в России

Петровские реформы начала XVIII века четко разделили два периода развития России, в том числе в культурном плане. Начался перелом в изобразительном искусстве русского народа, когда европейскому влиянию подверглись самые основы восприятия мира человеком.

Древнерусское изобразительное искусство тесно связано с церковью и поклонением иконам святых. Для православного мира икона выступает зримо-явственным образом их веры. Фактически икона – богословие «в красках». Эстетика в таком случае отходит на второй план, уступая место необходимости вызвать в молящем собранность, спокойствие и умиротворение, необходимые для общения с богом. Так как первые иконы (как и книги) пришли на землю русскую из Византии и Болгарии, наши мастера перенимали их художественный стиль. Лишь десятилетия спустя начали открываться собственные школы иконописи при монастырях, которые вскоре заимели уникальные черты, присущие региону. Так появились Тверская, Новгородская, Ярославская, Псковская и другие школы иконописи. Впрочем, считать сформировавшейся отечественную школу живописи стало возможным только к XV веку, когда массы увидели творчество Андрея Рублева и Феофана Грека. Вершиной иконописи России считается «Троица» – икона, которую Рублев закончил в 1427 году.

Изначально русская иконопись развивалась независимо (хоть и на основе греческих), и к XVI веку работы русских мастеров можно было угадать по мягкости изображения и гармонии в цветовых решениях. Так, иконопись Дионисия пошла еще дальше, обращая внимание не только на цвета, но и на пропорции – точные и изящные.Впрочем, во второй половине XVI века появились заимствования из школ живописи Западной Европы, особенно в плане сюжета и композиции. Следствием влияния стала известнейшая Строгановская школа живописи, развитием которой занимались, в основном, придворные мастера.

Симон УшаковСередина XVII века ознаменована появлением фряжской иконописи. Здесь применялись масляные краски, заметны попытки изобразить игру света и тени, зарождение реализма в изображении людей и обстановки – прямое заимствование европейского опыта. Самым известным художником этого стиля письма является Симон Ушаков (1626-1686 гг.), одной из самых известных работ которого является Спас Нерукотворный (созданный для Троице-Сергиевой Лавры – крупнейшего ставропигиального мужского монастыря России). Интересно, что в годы жизни Ушакова были также предприняты первые попытки создания светской картины, названные парсунами («парсуна» произошло от слова «персона» и является жанром портретной живописи). Парсуны рисовались для надгробий и просто для эстетического удовольствия. Последние имели три сюжета: с изображением царей, с изображением церковных иерархов, с изображением князей, дворян, крупных купцов и пр.

Федот ШубинС реформами Петра Великого изобразительное искусство получает бурное развитие. Всего за 100 лет оно преодолевает все принципиальные этапы развития искусства в Европе: от барокко к классицизму, от классицизма к романтизму. Помогают в становлении национальногороссийского изобразительного искусства приглашенные Петром иностранные художники, архитекторы, скульпторы из Италии, Франции, Германии. Несколько десятилетий спустя появляются первые отечественные таланты. К 1860 году ведущая роль в живописи достается академизму с его строгостью изображения, рядом правил, библейскими и античными сюжетами. Впрочем, на первое место в эпоху императрицы Елизаветы I выходит такой жанр, как портрет. Среди ведущих художников эпохи называются Владимир Боровиковский, Андрей Аргунов, Федор Рокотов, Орест Кипренский, Дмитрий Левицкий. И хоть творческая интеллигенция чаще всего обращалась к живописи и писательской деятельности, некоторые брались за молоток и зубило. Так, первым общепризнанным мастером русской портретной скульптуры стал Федот Шубин, работавший большую часть времени с мрамором. Тем не менее, Шубин также ваял бюсты из бронзы, был мастером резьбы по слоновьей кости и известным декоратором (например, более 40 скульптур Мраморного дворца в Санкт-Петербурге принадлежат его руке).

Карл БрюлловСтоит отметить, что в XIX веке изменилось и отношение к иконописи. Они становятся не только неотъемлемым атрибутом веры, но и мировым искусством. Изучая древние работы, реставрируя их и открывая вновь некогда потускневшие цвета, они открыли принципы искусства, которые впоследствии применялись авангардистами. Кроме того, к русской иконописи, к ее стилю обращались и именитые художники как русские (Виктор Васнецов, Кузьма Петров-Водкин), так и иностранные (Анри Матисс) художники.XIX век отмечен расцветом школы академического искусства. Одним из ярчайших представителей своего времени был художник Карл Брюллов. Хоть он и являлся представителем академизма, он часто объединял классицизм с романтизмом, предлагал новые сюжеты, сложность композиции – с помощью кисти он был способен передать тончайшую игру света и тени. Свободомыслие Брюллова «заразило» и других художников, а его поразительные работы подняли представителей этой профессии на новую ступень общественного значения. Своего рода итог под развитием академической живописи в России подвел Генрих Семирадский. Его грандиозные исторические полотна стали квинтэссенцией всего лучшего, что предлагал академизм, а его работы нынче находятся во многих крупных музеях мира. К сожалению, часть работ была утрачена в период расцвета авангардизма, когда о Семирадском «забыли» как о представителе космополитизма. Кроме того, авангардизму был чужд отказ авторов от собственного «я» в их работах, бесстрастность в передаче сюжета, чем славились полотна Семирадского.

По мнению поэта Александра Пушкина, «народная скульптура» родилась в творчестве Николая Пименова. Его скульптура «Парень, играющий в бабки» значительно отошла от традиций классицизма, а работы монументалиста Ивана Мартоса блистали актуальностью за счет современных черт в его скульптурах. Благодаря таланту, Мартос стал любимым скульптором императоров Павла I, Александра I и Николая I, которые поручали гению скульптуры решение важнейших с их точки зрения творческих задач. Своего рода провидцем эпохи стал Павел Федотов, предсказавший в своих работах дальнейшее развитие живописи в России.

Последняя треть XIX века отмечена обращением художников к народной тематике. Так, к примеру, реалист Григорий Мясоедов, живописец Василий Перов, мастер портрета и исторической живописи Иван Крамской, а также ряд других талантливых художников часто обращались к обличительной критике посредством бытовой живописи. Начался новый бум в живописи, изображающей исторические события и сцены боевых действий. Среди первых имен в этих жанрах Илья Репин, Николай Ге, Виктор Васнецов, Василий Суриков. Среди монументалистов в исторических тематиках особенно отличился реалист Марк Антокольский, создавший шедевры «Иван Грозный», «Нестор Летописец», «Смерть Сократа», «Мефистофель». Его руке принадлежит также памятник Петру I в Таганроге. Стоит также отметить, что первые национальные галереи появились параллельно с первыми международными признаниями русских художников – в XIX веке. На первое место выходит живопись, быт же отходит на задний план. Началась эпоха импрессионизма, лидерами которой в России стали Валентин Серов, Абрам Архипов, Федор Васильев, Исаак Левитан. Искусство в этот период развивалось стремительно, в живопись вошли неоклассицизм, символизм и модерн, которые отчетливей всего просматривались в работах Михаила Врубеля, Евгения Лансере, Виктора Борисова-Мусатова, Александра Бенуа, Сергея Судейкина.

Василий КандинскийКазимир МалевичВторое десятилетие XX века ознаменовано зарождение русского авангарда. Кроме того, художники начали заявлять о себе, создавая новые школы изобразительного искусства. Например лучизмом было названо течение, основанное работами Михаила Ларионова, Казимир Малевич создал супрематизм, а Василий Кандинский – абстракционизм и «ипмпровизационизм». Впереди живопись ждал период соцреализма. Передовиком конструктивизма стал Владимир Татлин. Восприняв идею Татлина об оправданности в работах логики и функциональности форм, художники-авангардисты обратились к тематике общественной жизни, занимаясь «жизнестроительством». Тем не менее, давление на авангардистов в 30-е годы только усиливалось. Художников обвиняли в потакании идеалам буржуазии, а в 1937 году авангардистов официально прозвали «пачкунами». Официальной доктриной оставался соцреализм, и следование ему было не правилом, но законом. Вопреки давлению и репрессиям, ряд художников нашел выход своей творческой энергии на грани официальной критики и похвалы. Картины Игоря Грабаря, Аркадия Пластова, Мартироса Сарьяна, Митрофана Грекова, Павла Корина, Константина Юона и ряда других мастеров кисти сочетают в себе не только реализм, но и модернизм. Среди художников нового времени были и те, кто следовал принципам действующим школам искусства, и первопроходцы. К последним относятся Илья Кабаков (создатель московского концептуализма), художники Александр Меламид и Виталий Комар, рисующие в стиле соцарта.

Полуофициальный статус получили изыскания Виктора Попкова и Таир Салахов, чьи «суровые» работы давно получили общественное признание. Конец эпохи СССР ознаменован признанием т.н. «второй волны русского авангарда», противников пропаганды, к представителям которой относятся Эдуард Штейнберг, Вячеслав Калинин, а также Радыш Тордий, Римас Бичунас, Михаил Ромадин. Ромадин – представитель династии художников. Его дед Михаил был художником-примитивистом, отец Николай – пейзажистом-академистом.

С развалом СССР сильно изменилось и изобразительное искусство в стране. Творческая интеллигенция России получила возможность без оглядки использовать в своих работах опыт иностранных художников и скульпторов, путешествовать по миру, знакомя его с работами русских мастеров. Сегодня Россия проходит своеобразный этап культурного обмена, как при Петре I, когда после десятилетий запретов искусство вновь получило возможность развиваться в ключе мировых тенденций.

blog comments powered by Disqus

Ближайшие праздники

Рождество Пресвятой Богородицы

Праздник отмечается примерно с IV века 21 (8 по старому стилю) сентября и является первым по счету из главнейших христианских праздников, т.н. «двунадесяты...


День учителя

5 октября во всех российских школах отмечается профессиональный праздник День учителя. Он учрежден в 1965 году Президиумом ВС СССР и не имел постоянной д...


Покров Пресвятой Богородицы

Праздник отмечается 14 октября и считается больше народным, хоть и относится к великим (следуют по значимости за двунадесятыми). Обычно названия церковных ...


Читайте также