Иван Айвазовский – известнейший маринист мира

Иван АйвазовскийИван Айвазовский (при рождении Ованес, сын Геворга Айвазяна) родился в семье переселившихся в Галицию (историческая область на западе Украины) из турецкой Армении армян. Его отец переехал в Феодосию (Крым) в 1812 году, где женился на матери Ивана Рипсиме, а в 1917 году на свет появился будущий великий художник.

С раннего детства Иван проявлял тягу к искусству. Он учился рисовать и самостоятельно овладел игрой на скрипке. Первые рисунки Ивана Айвазовского (его отец произносил настоящую фамилию на польский манер – Гайвазовский, от буквы «Г» избавился уже сам Иван) были связаны с морем, так как его родной дом находился на окраине города и имел вид на феодосийский залив, по которому сновали туда-сюда греческие, турецкие и русские корабли. Детство художника формировалось на фоне освободительной войны Греции от турецкого ига, а в старости Айвазовский писал, что почти всегда, когда в нем загоралась творческая искра, обращался к сюжетам героического противостояния молодых людей древнему врагу. Именно море и героические темы навсегда отложили отпечаток на творческом эго мастера.

Первым учителем Айвазовского был феодосийский архитектор Яков Кох, заметивший талант мальчика. Он давал ему уроки, снабжал художественными принадлежностями. Кох также ходатайствовал перед местным градоначальником, чтобы он поспособствовал юному таланту с учебой. И он действительно помог Ивану с зачислением в симферопольскую гимназию после окончания феодосийского училища, а в 1933 году был рекомендован для поступления в Императорскую Академию художеств (Петербург). Первые серьезные работы Иван написал в 1835 году – «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем», за что его сделали помощником французского пейзажиста Филиппа Таннера. Примечательно, что мастер запретил своему протеже работать самостоятельно, тем не менее, Айвазовский тайно продолжал рисовать картины по собственным идеям, однако уже в первый год работы у француза создал пять работ, которые представил на осенней выставке в Петербурге. Критика тепло отозвалась о юном таланте, пророча ему большое будущее. Ревность Таннера не заставила себя ждать – он пожаловался императору Николаю I на то, что его помощник ослушался господина, за что работы Айвазовского были сняты с выставки, а сам он получил прощение лишь полгода спустя. Впрочем, конфликт завершился переводом Айвазовского к профессору батальной живописи Александру Зауэрвейду. Всего через полгода обучения у него была написана картина «Штиль», за которую юный талант получил золотую медаль и право на самостоятельную работу в Крыму и странах Европы.

За два года работы в Крыму Айвазовский написал множество картин, самыми заметными из которых стали «Лунная ночь в Гурзуфе» и «Морской берег». Последней его работой в этот отрезок жизни стала картина «Высадка в Субаши». Для ее написания Айвазовский отправился в морской поход с солдатами и был непосредственным участником боевых действий. Это событие принесло отдельную славу художнику – среди моряков, восхищенных мужеством молодого мариниста. Подробности события достигли Санкт-Петербурга, вызвав восхищение высшего света молодым Айвазовским. Интересно, что во время похода Иван познакомился с легендарными личностями – тогда еще простыми офицерами, – с которыми сохранял дружественные отношения на протяжении всей жизни. Среди них Владимир Корнилов, Владимир Истомин, Павел Нахимов.

После этой морской операции Айвазовский отправился в Европу в 1840 году, будучи уже признанным мастером. На этот раз его работы сорвали восторги публики в Италии, особенно понравились иностранцам картины «Неаполитанская ночь», «Буря» и «Хаос». И хоть художник планировал провести за границей шесть лет, он вернулся в Россию в 1844 году. По прибытии домой Айвазовского наградили званием академика и поручили сложную работу: запечатлеть в красках все русские военные порты на Балтийском море. Не успел он взяться за работу, как ему присудили звание художника Главного морского штаба и даровали право ношения мундира адмирала.

В 1845 году Айвазовский отправился в путешествие к Малой Азии и Греции вместе с адмиралом Федором Литке – известным исследователем Арктики. Интересно, что во время кругосветного путешествия маринист сделал множество набросков карандашом, по которым в последующие годы создавал свои шедевры. Интересно также, что он практически всегда создавал картины в мастерской и лишь изредка – при непосредственном наблюдении за объектом. Вернувшись из путешествия в родную Феодосию, он начал строить собственную обширную мастерскую, где жил и работал до конца своих дней, несмотря на многочисленные приглашения высшего света переехать в Санкт-Петербург. Одно из таких предложений касалось того, чтобы Айвазовский стал придворным живописцем. Тем не менее, после организации мастерской, на заработанные от продажи картин средства великий маринист открыл школу искусств (ставшую одной из главных художественных центров империи) и, ближе к концу жизни, галерею (1880 год). Благодаря долгой и усердной работе на родине, творческий гений Ивана Айвазовского создал свой собственный стиль, названный впоследствии киммерийской школой живописи. Ей следовали, в основном, художники из Феодосии и Коктебеля (Крым).

К концу своих дней великий маринист хоть и не бросал художественной работы, но все чаще и чаще посвящал себя общественной жизни города и региона. Так, он был одним из инициаторов прокладки железной дороги от Феодосии до Джанкоя (93 км от Симферополя, столицы Крыма) – ее завершили в 1892 году. Кроме того, Айвазовского захватила археология. Он был непосредственным участником исследования почти сотни курганов (часть его находок хранится в Эрмитаже, в кладовой), а также ярым защитником памятников архитектуры региона. Айвазовский также выступил меценатом при строительстве Феодосийского краеведческого музея (в те годы – Музея древностей), на территории которого также организовал мемориал Петру Котляревскому – великому военачальнику, прославившемуся рядом подвигов во время войн в Закавказье, в частности, победой над 10-кратно превосходящими силами противника в битве при Асландузе и штурмом цитадели Ленкорани.

Художник прожил творчески богатую и интересную жизнь и умер в глубокой старости – в возрасте 82 лет, в 1900 году. Говорят, что рубеж веков встречают самые достойные люди, и, несомненно, Иван Айвазовский к таковым относится. Его последней работой стала картина «Морской залив», а «Взрыв турецкого корабля» маринист начал рисовать в последний день жизни – 1 мая (18 апреля по старому стилю), а у мер он в ночь на 2-е число во сне в своем доме. Похоронен он также в Феодосии рядом со средневековой армянской церковью Сурб-Саркис.

За свою долгую жизнь Айвазовский создал более 6 тысяч работ. Среди самых известных «Девятый вал» (включена в рейтинг 100 величайших картин мира), «Штиль на море», «Буря», «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями», «Радуга», «Пушкин на берегу Черного моря», «Лунная ночь на Босфоре», «Черное море».Его картины все еще популярны. Так, в 2008 году «с молотка» общей суммой в 2,4 млн. долларов США ушли картины «Корабль помощи» и «Раздача продовольствия». Самой же дорогой его картиной стал «Вид Леандровой башни в Константинополе» – ее продали на аукционе за 3,2 млн. фунтов стерлингов. Некоторые картины на американскую тематику сам автор передал в галерею Коркоран в Вашингтоне.

blog comments powered by Disqus

Ближайшие праздники

Рождество Пресвятой Богородицы

Праздник отмечается примерно с IV века 21 (8 по старому стилю) сентября и является первым по счету из главнейших христианских праздников, т.н. «двунадесяты...


День учителя

5 октября во всех российских школах отмечается профессиональный праздник День учителя. Он учрежден в 1965 году Президиумом ВС СССР и не имел постоянной д...


Покров Пресвятой Богородицы

Праздник отмечается 14 октября и считается больше народным, хоть и относится к великим (следуют по значимости за двунадесятыми). Обычно названия церковных ...


Читайте также