Иван Мартос – мастер «живых» скульптур

Иван МартосРоссийский скульптор украинского происхождения Иван Мартос родился в 1754 году в небольшом городке Ичня в семье потомственного казака, получившего дворянский титул. Впрочем, семья будущего скульптора, жившая и без того небогато, вскоре обеднела окончательно.

Тем не менее, сложное финансовое положение не помешало родителям отправить 10-летнего сына в Императорскую Академию художеств. До 19 лет Иван учился скульптурном мастерству; его первым учителем был Луи Роллан, академик по орнаментной скульптуре. В дальнейшем за преподавание скульптурного мастерства старшим группам принялся видный французский скульптор Николя-Франсуа Жилле. Помимо мастерства, Жилле отличался профессионализм в педагогическом деле – благодаря его урокам Россию украшали лучшие скульпторы эпохи (Федот Шубин, Федор Гордеев, Иван Мартос и другие). Изначально Жилле пригласили лишь на три года, однако он задержался в России на 20 лет, когда уже в преклонном возрасте уволился по собственному желанию. Хоть он и вернулся на родину, Российская империя продолжала платить ему пенсию в размере 400 рублей в год (крупная сумма в те времена). Увы, из работ Жилле в России сохранился только бюст фаворита императрицы Елизаветы Петровны Ивана Шувалова, во Франции же его работ уцелело гораздо больше, одна из которых («Парис, подающий золотое яблоко Венере») выставлена в парижском музее Лувр.

Николя-Франсуа ЖиллеДлительное обучение Ивана Мартоса в Петербурге продолжилось в Риме, где воспитанник Николя Жилле провел еще пять лет. Итальянский период жизни скульптора наложил заметный отпечаток на его работы, придав русскому духу итальянский стиль. Его обучением занимался Антонио Канова – лидер европейского классицизма в скульптуре и образец для подражания академистов. Некоторые работы прославленного итальянца, выходца из семьи бедняка-каменотеса, хранятся в Лувре («Амур и Психея»), Эрмитаже («Три грации»), пинакотеке Брера («Наполеон Бонапарт»).

Интересно, что своей основной работой Мартос выбрал надгробные памятники и барельефы. Еще при жизни он стал одним из самых влиятельных представителей творческой профессии в империи, а основатель русской композиторской школы и великий композитор Михаил Глинка говорил, что мрамор Мартоса «плачет». Среди самых ранних работ – надгробия С.С. Волконской и М.П. Собакиной. Оба выполнены в 1782 году; первое надгробие хранится в Третьяковской галерее. Уже тогда, в XVIII веке, их сочли жемчужинами мемориальной пластики. Этот успех способствовал получению множества заказов от первых лиц государства. Мотив пирамидальной стелы с включенным в нее барельефным медальоном-портретом умершего часто используется в ранних работах мастера. В дальнейшем сюжет будет более разнообразен за счет нового расположения фигур и полихромии оттенков мрамора.

Периодом зрелости монументалиста считается начало XIX века, до Франко-российской войны 1812 года. Он изготавливал множество надгробий в Петербурге, Москве и Киеве – из мрамора и бронзы. Отличительная черта его работ – общая монументальность, выразительность силуэта при его лаконичности. Образы стали более величественными, более сдержанными в своих эмоциях. Это особенно заметно на надгробиях Кирилла Розумовского (в Батурине) и Петра Румянцева (в Киеве), в которых воплощены античные идеалы в изображении мужчины. Не менее выразительна работа Мартоса с изображением императора Павла I. Интересно, что выполненная в этот период статуя (1804-1812 гг.) Дмитрию Пожарскому и Кузьме Минину, установленная в самом сердце Москвы, хоть и является самой известной его работа, тем не менее, входит в число не самых удачных, хоть проект скульптора победил предложения других именитых российских скульпторов, в числе которых был Феодосий Щедрин. Композиция изображает Минина, обращающегося к раненому Пожарскому встать и защищать город от поляков. Одной рукой он дает Пожарскому меч, другой указывает на кремль, сам же раненый князь опирается на щит и тянется к этому мечу, демонстрируя свою готовность защищать Отечество. Интересный исторический факт: памятник Минину и Пожарскому стал первым в Москве памятником национальным героям, а не правителю.

Памятник Минину и Пожарскому

Ближе к концу своих дней в работах Мартоса просматривается ригоризм, чрезмерное обобщение форм вместе с мелочным вниманием к деталям. К этому периоду творчества автора относится символ Одессы (Украина) – памятник герцогу Ришелье, мэру города, благодаря мудрым решениям которого Одесса стала самым значительным и крупным в империи поселением после Санкт-Петербурга,Москвы и Варшавы. Не менее знаменит, чем Дюк (как часто называют памятник одесскому градоначальнику), памятник графу Потемкину в Херсоне (Украина). Чудесный образец скульптурного творчества создавался Иваном Мартосом с 1829 по 1835 годы. Памятник же Александру I украшает Таганрог с 1831 года. Интересно, что своим исполнением Александр напоминает Дюка, созданный пятью годами ранее: государственный деятель изображен в античной тоге, держит в руке свиток, его правая рука отведена в сторону, ладонь открыта и будто обращена к собеседнику. Только Дюк держит свиток в опущенной левой руке, а Александр – в правой.

Действительно, последние 20 лет жизни Мартос практически не занимался надгробиями. Его захватили более значимые для общества заказы – памятники. Одним из важнейших культурных событий страны XIX века стало открытие Казанского кафедрального собора в Петербурге по проекту одного из отцов русского ампира Андрея Воронихина. В создании собора приняли участия самые выдающиеся скульпторы, архитекторы и художники эпохи, среди них оказался Иван Мартос, творческому гению которого принадлежит барельеф «Истечение Моисеем воды в пустыне». Огромная композиция украшает аттик колоннады восточной части строения. Множество фигур людей, тянущихся к воде, наделено рядом деталей. В каждом из них читается личность, а не серая масса случайных людей, – в их движениях, выражениях лиц.

Даже будучи уже старым человеком, Мартос не оставлял своей работы, ощущая небывалый творческий подъем. Силы будто прибывали к нему, а не наоборот. Великий русский скульптор умер в 1835 году в возрасте 81 года в Петербурге, где и был похоронен на Лазаревском кладбище. Его последней работой стал памятник Михаилу Ломоносову, установленный в Архангельске.

Памятник Михаилу Ломоносову

blog comments powered by Disqus

Ближайшие праздники

Рождество Пресвятой Богородицы

Праздник отмечается примерно с IV века 21 (8 по старому стилю) сентября и является первым по счету из главнейших христианских праздников, т.н. «двунадесяты...


День учителя

5 октября во всех российских школах отмечается профессиональный праздник День учителя. Он учрежден в 1965 году Президиумом ВС СССР и не имел постоянной д...


Покров Пресвятой Богородицы

Праздник отмечается 14 октября и считается больше народным, хоть и относится к великим (следуют по значимости за двунадесятыми). Обычно названия церковных ...


Читайте также