Музыка в России XVII-XVIII вв.

Знаменательный для российской истории период – период развития светского государства – приходится на конец XVII – начало XVIII веков (период правления Петра I). Петровские реформы коснулись всех сфер жизни россиян, в том числе музыки. Первые серьезные изменения в российскую музыку пришли из Польши и Украины, принеся в начале XVII века в русскую культуру хоровое пение. Второй важный виток музыкальной культуры произошел с привнесением в русскую культуру Петром культуры европейской.

Как «истинный европейский правитель», Петр I любил помпезность: многочисленные балы и маскарады сопровождались музыкой, а его прибытие в Санкт-Петербург сопровождались оркестровой музыкой и хоровым пением. Музыка также стала обязательным сопровождением не только на обедах и на охоте, но даже во время простых садовых прогулок. Как правило, оркестр включал в себя струнную секцию и духовую. Тогда в России появились первые канты – торжественные песни, привязанные к одному событию. Стоит также отметить, что придворными музыкантами в основном были иностранцы – французы, итальянцы и немцы. Именно они принесли в российскую музыку европейский колорит и новые музыкальные инструменты. Кроме того, именно при Петре уроки музыки стали обязательными для знати наряду с этикой. Несмотря на классическое образование, начали появляться музыканты-любители. В XVIII веке «музыка господ» уходит в массы, а народные самоучки начинают сами писать кантаты, сонаты и даже оперы. Впрочем, практически до конца века музыкальные вкусы в столице задавались иностранными композиторами.

Интересно, что петровская эпоха характеризовалась уходом от Церкви во всем – в праздниках, в музыке. Первые светские музыкальные произведения для придворных были неразнообразны – танцевальными, военными и застольными. Но благодаря этому разделению музыка начала развиваться в совершенно новом ключе, не скованном церковными ограничениями. Так, панегирические канты (музыка в честь Петра I и его генералов) положили начало новому для России жанра – торжественной музыки и гимнов, превратившимися к концу века в хоровые концерты и оратории.

Первые русские оперы появились, конечно, при императорском дворе – в 1730-х, артистами, правда, оставались иностранцы, обычно итальянцы. Интересно, что первую русскую оперу (с русским текстом) сочинил в 1755 году также иностранец – итальянский композитор Франческо Арайя. Текст для его оперы «Цефал и Прокрис» написал известный в XVIII веке литератор Александр Сумароков. Актерами также были россияне. 1760-е годы – время расцвета национальной оперы, когда произведения готовили уже русские профессионалы: светская музыка становится высоким профессиональным искусством.

Первыми русскими операми были драматические пьесы, а песенным мотивом служило устное народное творчество. Интересно, что в этих пьесах были не только песенные партии, но и разговорная речь. Новомодное занятие охватило вся дворянство, в том числе императрицу Екатерину II. Впрочем, о серьезной драматургии речи пока не шло – обычно это были легкие комические бытовые сюжеты. На почве бурного подъема чувства национальной гордости, которое народу принесла петровская эпоха, музыка не оставалась подражательной европейской – она развивалась в русском ключе. И хоть большая часть дворянского сословия и бездумно подражала во всем европейцам, находились и те, кто противостоял этому копирования чужой культуры – именно они (Александр Радищев, Михаил Ломоносов, Дмитрий Кантемир и др.) развивали привнесенную в Россию Европейскую культуру в национальном ключе.

В 1970-х годах духовая музыка получает новый виток развития – популяризируется хоровое пение без музыкального сопровождения. Тексты обычно носили религиозное содержание, однако новый хор раз и навсегда заменил собой партесные концерты. Партесное пение – многоголосая вокальная музыка (до 12 певцов). Оно широко применялось в процессе богослужения в православной России в XVII – первой половине XVIII веков. Считается, что партесное пение было придумано в Украине, когда православные священники в борьбе за людские души старались разработать собственный тип хора, отличный от католического «органного гудения». Хоровой концерт, в отличие от партесного, не регламентировал строгость в очередности строф псалмов, а на первый план вышел солист – мощный голос, который будто противостоял остальным членам хора. Чаще всего, такие концерты сочинялись для четырех голосов – баса, сопрано, тенора и альта. Тем не менее, отдельные произведения предусматривали 8, 12 и даже 24 партии. В отличие от западного хорового оркестра, голоса в русском хоре не были самостоятельными, а создавали систему аккордов, где каждый голос был поддержкой или продолжением другого.

Максим БерезовскийДмитрий БортнянскийСамыми знаменитыми хористами той эпохи были Дмитрий Бортнянский (1751-1825 гг.) и Максим Березовский (1745-1777 гг.), использовавшие в своих произведениях полифонию. Верущий голос пел определенную мелодию, а на фоне его поддерживали более короткие мелодии остальных певцов-подголосков. Этот прием сегодня зовется подголосочной полифонией. Их произведения не укладывались в рамки строго богослужения, поэтому их хоры относят не столько к церковной, сколько к духовной музыке. Стоит отметить, что в России той эпохи еще не было культуры инструментальных оркестров, как в Европе. Их функции выполнял хор.

Еще одним выдающимся музыкальным деятелем эпохи был Евстигней Фомин (1761-1800 гг.). Получив образование в Италии, работал он в России, написав бессмертные произведения «Орфей» и «Ямщики на подставе». «Орфей» считается образцом мелодраматического жанра. В его опере сочетаются хоровое пение, инструментальное сопровождение, разговорная речь и балет. Древнегреческая мифология – еще одно увлечение русского дворянства, благодаря этому увлечению и была поставлена опера по мифическому сюжету, когда певец Орфей спустился в царство Аида, чтобы воскресить Эвредику – свою возлюбленную. Мрачное и выразительное одновременно произведение сыграло важную роль в русской музыке, задав новые музыкальные стандарты. К своему произведению «Ямщики на подставе» сам автор относился довольно критично и отзывался о ней как об «игрище невзначай». Опера действительно являлась чередой привычных уже бытовых сцен, однако автор смог органично вплести в свои сюжеты русский народный фольклор, использовав особенности народного хорового пения. Благодаря этому мастерскому ходу его произведение также стало объектом внимания композиторов.

Конец XVIII века знаменуется общим раскрепощением общества в музыкальном плане. Придворная музыка уходит в массы, как и театр. Появляются первые сочинители при мещанах – крепостные театры и музыканты. Тому немало поспособствовали первые типографии, печатавшие ноты, музыкальные школы. Впрочем, пока мещанские концерты популярностью не пользуются и являются чем-то вроде домашнего досуга. На первом месте все еще находится опера. Первыми известными за пределами России композиторами, наряду с упомянутыми Березовским и Фоминым, стали Дмитрий Бортнянский, Василий Пашкевич, Иван Хандошкин. Благодаря этим людям Европа признала самостоятельность российской композиторской школы.

В XVIII веке также берет начало городская песня – аналог народной лирики, но с городскими традициями. Тогда же появились камерные жанры – романс и песня. И хоть опера до сих пор оставалась центром всеобщего внимания, легкие романсы и незамысловатые песни без сложного музыкального ряда и вычурных вокальных партий стали достоянием всех слоев общества. Впрочем, все новомодные жанры, как показала история, служили для одной цели: создания национальной симфонии. В менуэтах столичного дворянства, мещанских кантах, народной бытовой песне и опере зародилась симфоническая музыка России.

blog comments powered by Disqus

Ближайшие праздники

День матери

(В 2017 году отмечается 26 ноября) День матери в России отмечается в последнее воскресенье ноября и учрежден в 1998 году. Праздник был учрежден с цель...


Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы празднуется христианами всего мира 4 декабря (21 ноября по старому стилю). События, которые отмечает Церковь, относят...


День Конституции Российской Федерации

Конституция современной России была принята 12 декабря 1994 года – это одно из самых важных событий не только страны, но и для гражданского общества в це...


Читайте также