Музыка в России в XX-XXI вв.

Советский музыкальный период интересен и удивителен в первую очередь разнообразием новый музыкальных течений. Тому во многом способствовали не только творческие изыскания композиторов и певцов, но и создание новых музыкальных инструментов. Еще одним важным отличием от предыдущих веков стало то, что другие народы бывшей Российской империи – позже Советского Союза и теперь уже Российской Федерации стали полноправными членами творческих изысканий, внесли в русскую культуру интернационализм. Свои музыкальные находки в русскую культуру несли украинцы, белорусы, кавказцы, евреи и другие народы.

Дмитрий ШостаковичПервые серьезные преобразования на себе ощутила опера, симфония и классика музыка. Эксперименты привели к более академическому стилю, а лидерами в этом стиле оказались Арам Хачатурян, Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Георгий Свиридов и Дмитрий Кабалевский. Особенность сталинского периода в том, что тогдашняя власть неодобрительно относилась к экспериментам, в том числе в музыке. По глубокому убеждению большевиков, продукт должен быть массовым, доступным. Поэтому многие классические произведения находились под запретом, а последователи классиков подвергались жесткой критики со стороны прессы, находившейся под надзором «компетентных органов», в том числе Союза композиторов СССР, выполнявшего в 30-е годы роль музыкального цензора. Обратной стороной таких ограничений стала общедоступность музыкального образования. В мире заговорили уже не о русской опере, а о советской, о советском балете, благодаря талантливым композиторам – выходцам из рабочего класса. Своеобразный подъем случился в военных музыкальных ансамблях. В глазах общественности, в т.ч. мировой, он стал чем-то большим, чем просто данностью и простой атрибутикой. Он стал национальной гордостью. Впрочем, с концом сталинской эпохи в 60-х спали многие запреты и ограничения. Музыканты вновь получили возможность экспериментировать, и в этом им помог авангард. Впрочем, экспериментаторам все еще было не радо советское руководство. Музыкантов критиковали, замалчивали их творчество, но репрессиям не подвергали, как в прошлые годы. У истоков авангарда в советской классической музыке стоял Альфред Шнитке, чьему примеру последовали и другие авторы, среди которых Галина Уствольская и Николай Каретников. Особо разгромной критике подверглась т.н. «хренниковская семерка», названная по имени сокрушавшегося на счет новомодного течения композитора Тихона Хренникова. Он «разоблачал» музыкантов в том, что я в музыке авангардистов якобы «нет музыкальной мысли, а если есть, то безнадежно тонет в потоке шумов, выкриков и невразумительного бормотания». Поводом для резкой критики стало включение авангардных произведений в список участников музыкальных фестивалей в Кёльне и Венеции. Знаменитую «семерку» составили композиторы Эдисон Денисов, Елена Фирсова, Софья Губайдулина, Дмитрий Смирнов, Вячеслав Артемов, Виктор Кнайфель и Виктор Суслин.

Максим ДунаевскийВажно также отметить, что в советское время развились технологии съемки кино. Сначала немое, кино обрело звук и цвет. Многие музыкальные композиции популяризировались через кино – т.н. «музыкальные дорожки». И если сегодня зачастую музыка подбирается для фильма, то в СССР ее почти всегда писали специально для киноленты, а песни исполняли актеры под фонограмму. Самыми известными композиторами в 30-40-е годы были Исаак Дунаевский и Сергей Прокофьев. Последний, например, прославился саундтреками к фильмам Сергея Эйзенштейна. В период «развитого социализма» Леонида Брежнева появились новые мастера саундтрека, среди которых Владимир Дашкевич (автор легендарной основной темы для фильмов о Шерлоке Холмсе), Микаэл Таривердиев (музыка для «17 мгновений весны»), Александр Зацепин и другие. Дело Исаака Дунаевского продолжил его сын Максим, на чьем счету сегодня музыка для 40 лент, среди которых «Мэри Поппинс, до свидания!», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Мушкетеры 20 лет спустя», «В поисках капитана Гранта», мультфильм «Летучий корабль» и другие. В 1956 году публика услышала песни другого культового композитора – Эдуарда Колмановского. Его дебютом стали мультипликационные фильмы «Аист» и «Гадкий утенок», а песни «Я люблю тебя, жизнь», «Хотят ли русские войны», романс «Черное и белое» пела вся страна. Интересно, что музыкальные изыскания советских авторов саундтрека родили такое музыкальное направление как эмбиент (амбиент). Первая электронная музыка была написана Эдуардом Артемьевым для фантастического фильма «Солярис» в 1972 году. Сам же термин «эмбиент» был введен только в 1978 году английским композитором Брайаном Ино (один из авторов саундтрека к культовому фильму «Дюна»), за что и считается отцом электронной музыки.

Еще одно нововведение в музыке появилось благодаря советской мультипликации. Это легкие, запоминающиеся мотивы, удобные для детского восприятия. Среди самых известных авторов Геннадий Гладков («Бременские музыканты», «Голубой щенок»), Григорий Гладков («Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег»), Алексей Рыбников («Вот какой рассеянный», «Волк и семеро козлят на новый лад») и Евгений Крылатов («Фильм, фильм, фильм», «Умка»).

Джаз

Начало советской эпохи также ознаменовалось всенародной любовью к джазу. В начале 20-х годов он только зарождался в СССР, в то время как на своей родине, в США, он уже находился на пике популярности. Первый джазовый оркестр в России появился в 1922 году под руководством Валентина Парнаха, однако первыми профессионалами в новом жанре, записавшими на радио первую джазовую композицию, стали оркестранты Александра Цфасмана. Настоящую популярность джаз обрел в 30-е годы благодаря одесситу Леониду Утесову, выступавшему с ленинградским оркестром. Не последнюю роль в популяризации сыграл комедийный фильм с Утесовым в главной роли – «Веселые ребята», повествующий об истории джазовых исполнителей. В отличие от американского, отечественный джаз выработал собственный стиль благодаря Утесову и трубачу Якову Скоморовскому, его назвали «теа-джаз», т.е. театральный. Упор делался на вокальные партии и театральное представление. Благодаря Эдди Рознеру джаз появился и в Белоруссии, а Союз познакомился со свингом. Интересно отношение к этому явлению в Советском Союзе. С одной стороны, Западные джазмены жестко критиковались, с другой стороны на отечественных смотрели сквозь пальцы. Русский джаз не запрещался, но трактовался как чуждый советскому народу в контексте борьбы против Западной культуры. После Второй Мировой войны, когда началась борьба с космополитизмом, начались репрессии в отношении джазменов, и они прекратились только в начале 60-х – с приходом к власти Никиты Хрущева. Интересно, что европейцы и американцы познакомились с советским джазом только в 70-х, благодаря творчество «ГТЧ» - трио Вячеслава Ганелина, Владимира Тарасова и Владимира Чекасина. Последний их концерт прошел в 1986 году в США.

Алла ПугачеваИнтересно, что на протяжении всего советского периода эстрадными артистами звали любых исполнителей, игравших традиционную поп-музыку. Главными требованиями были: запоминающаяся мелодия с четкими партиями и высокое вокальное мастерство. Аккомпанемент при этом не играл роли, благодаря чему по сей день на отечественной сцене превалируют одиночные певцы с высокими вокальными данными, при этом умение писать стихи или умение играть на инструментах не требуется. Среди первых вокалистов, обласканных народной любовью, были упомянутый Леонид Утесов, Клавдия Шульженко и Рашид Бейбутов. Много позже к звездной плеяде присоединились Юрий Гуляев, Муслим Магомаев, Аида Ведищева, Людмила Зыкина, Эдуард Хиль, Эдита Пьеха, Анна Герман, Валерий Леонтьев, Валерий Ободзинский, Алла Пугачева, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, София Ротару и многие другие певцы, некоторые из них продолжают радовать публику своими выступлениями до сих пор. Стоит заметить, что так как поп-музыка была официальным направлением в советские времена, она подвергалась самому пристальному вниманию со стороны цензоров, что ограничивало творческий потенциал композиторов и поэтов. Из-за этого музыка писалась членами Союза композиторов, а авторами стихов были только «благонадежные люди», вроде Владимира Харитонова, Михаила Танича, Ильи Резника, Яниса Петерса и пр. Вследствие давления и цензуры писались в большинстве случаев военные и любовные песни, следствием чего стала современная сцена, наполненная любовной лирикой.

Вместе с «хрущевской оттепелью» в 60-е годы на сцену и телевидение пришли вокально-инструментальные ансамбли. Фактические, первые т.н. «музыкальные группы». Это были профессиональные музыканты и вокалисты, исполнявшие проверенную худсоветом музыку. Песни и мотивы не всегда сочинялись членами коллектива, но также являлись работой профессионалов. И если эстрадные исполнители были ориентированы на граждан среднего и старшего возрастов, то ВИА стали популярны среди молодежи. Среди первых ВИА, признанных широкой публикой, были «Песняры», «Земляне», «Цветы», «Иверия», «Лейся, песня». Зачастую коллективы были крупными (более 10 человек), имели несколько вокалистов, а музыканты менялись в зависимости от песни инструментами, исполняли разные вокальные партии. Тем не менее, были ВИА, сформированные вокруг одного певца. Вокруг Софии Ротару сформировался коллектив «Червона рута», вокруг Юрия Антонова – «Аракс» и «Аэробус». Еще одним достоинством ВИА по сравнению с широкой эстрадой стала широта стилей. Это была музыка для дискотек, рок, фолк и другие жанры. Во многом тому способствовал более широкий набор инструментов – ударные установки, синтезаторы, народные инструменты и пр.

«Песняры»

Примерно в это же время, наряду с ВИА, начал зарождаться русский рок – музыканты, желавшие повторить успех The Beatles. Будучи отнесенными к самодеятельности, распространяя музыка через самиздаты, рокеры, как и барды, долго не имели широкой аудитории. И если бардовая музыка исполнялась в маленькой компании на застольях или на природе, рок собирал «квартирники» – импровизированные рок-концерты для небольшого круга людей на дому. Рок также преследовался коммунистическим руководством и долгое время был полулегальной музыкой с периодом массового гонения, но в 80-х на волне народных волнений и протестов, в годы «перестройки» влияние цензуры на него ослабло, а сами музыканты взлетели на Олимп народного признания. Впрочем, после развала СССР протест пошел на спад, острая необходимость в роке как в социальном явлении отпала, и его эра пошла на спад. Тем не менее, музыканты начали экспериментировать со звуком, начали вводить рэперский речитатив, электронные вставки, вокальные приемы гроул и скрим, развивая на постсоветской сцене множество новых рок-направлений. Однако современный рок стал скорее подражанием западному продукту (американскому, шведскому, финскому, английскому), утратив уникальный стиль «русского рока», где ставка делалась на простоту мотива и глубокий подтекст стихов, являвшихся одним из ликов социального недовольства. Кроме того, спаду интереса к року способствовала популярность электро-попа.

Владимир ВысоцкийСоветское студенчество породила популярный по сей день жанр – бардовую музыку, или авторскую песню. Эти песни характерны исполнением под одну лишь гитару, редко когда использовалось две гитары или какой-то другой инструмент. Некоторые барды даже после смерти остаются широко известными исполнителями, а их песни разобраны народом на цитаты: Владимир Высоцкий, Юрий Визбор, Булат Окуджава, Сергей Никитин и его жена Татьяна. Из-за незамысловатости мотива и низкого требования к вокальным данным авторская музыка быстро популяризировалась благодаря художественной самодеятельности.

С введением электроники в середине 80-х получила свое развитие диско-музыка. Пионером в новом для СССР жанре стала группа «Форум», подражавшие Западному механизированному ритмичному диско. В 1984 году основатель группы Виктор Салтыков начинает играть электро-поп с составом «Электроклуб», вокалисткой которого была тогда никому неизвестная Ирина Алегрова. Увидев потенциал нового направления, ВИА «Веселые ребята» также изменили свой стиль в сторону электро-диско. И снова советский гражданин знакомится с новыми героями Западной сцены – на этот раз с Modern Talking. Тут же в ответ на их творчество появляются советские «аналоги» – «Мираж» и «Ласковый май», добившиеся невероятной известности в конце 80-х – начале 90-х годов. «Ласковый май» стал своего рода находкой даже для европейской сцены – впервые на сцене такую популярную музыку под любительскую аранжировку исполняли 15-летние юнцы. «Ласковый май» породил новую культурную волну в союзе – молодежные коллективы, играющие в стиле поп, электро-поп, поп-рок. Что и говорить – популярность «Ласкового мая» превысила популярность отцов русского рока «Машины времени» и главной советской дивы Аллы Пугачевой.

Современная эпоха характеризуется свободным экспериментированием с музыкой и звуком. Разнообразие доступных стилей, свобода в выборе тематики стихов и музыкальных инструментов породили сонмы групп и исполнителей. Многие из них достойны внимания, однако достигнуть вершин советских музыкантов не было суждено никому. Были свои пики популярности у таких групп как «Иванушки int.», «ВИА Гра» и пр., однако по-настоящему народными исполнителями мало кому удалось стать. В первую очередь, это связано с коммерциализацией шоу-бизнеса. Музыка стала в первую очередь объектом заработка, благодаря чему появилось такое явление, как «группы-однодневки». К ним относятся группы и исполнители, чья популярность зачастую длится всего несколько месяцев, а потом музыканты покидают большую сцену и телеэкраны, либо полностью сменяя род занятий, либо вливаясь в другие музыкальные коллективы, либо ведя сольную карьеру. Особенность постсоветского периода в том, что современные музыкальные исполнители стали «широко известными в узких кругах», стали достоянием определенной ячейки общества – социального сословия или субкультуры.

blog comments powered by Disqus

Ближайшие праздники

Рождество Пресвятой Богородицы

Праздник отмечается примерно с IV века 21 (8 по старому стилю) сентября и является первым по счету из главнейших христианских праздников, т.н. «двунадесяты...


День учителя

5 октября во всех российских школах отмечается профессиональный праздник День учителя. Он учрежден в 1965 году Президиумом ВС СССР и не имел постоянной д...


Покров Пресвятой Богородицы

Праздник отмечается 14 октября и считается больше народным, хоть и относится к великим (следуют по значимости за двунадесятыми). Обычно названия церковных ...


Читайте также