Музыка в России в XIX в

XIX век в русской музыке можно условно разделить на «до Михаила Глинки» и «после». Михаил Глинка дал начало русской композиторской школе, ранее же четкой национальной привязки российская музыка (кроме народной) не имела.

Начало века – эпоха раннего романтизма, смешения романтизма и классицизма. Этот период характеризуется рядом важных для России событий, которые наравне с войны против Швеции при Петре I, породили новую волну патриотизма и чувство национальной гордости. Подъему национального самосознания способствовали Отечественная война и восстание декабристов, а также события в державе, на которую уже не один век равнялись элиты российского общества – во Франции. Великая Французская революция, порожденная либералистическими взглядами «низов», эхом откликнулась в России, где точно также под гнетом монархии и мещанства находилось абсолютное большинство населения страны. Все эти события не могли не отразиться на российской культуре.

К этому времени на пике популярности были городская музыка (легкая струнная мелодия, наложенная на стихи известных поэтов), обработанная народная песня и камерно-вокальная песня. Последняя исполнялась в кругу небольшого числа людей и под влиянием романтизма превратилась в русский романс, из которого родился знаменитый цыганский романс. Последний отличался необязательными высокими требованиями к голосу исполнителя и разнообразию аккомпанемента.

Михаил ГлинкаИ хоть оперы оставались преимущественно французского и итальянского происхождения, существовала и русская с национальным колоритом – построенная на былинах и народных легендах. Тем не менее, в начале века начали появляться и романтические сюжеты. Коренной перелом в российской музыке начался с творческой деятельностью Михаила Глинки (1804-1857 гг.) – родоначальника национальной классической музыки. Глинку часто называют Пушкиным в мире музыке – отцом произведений, пропитанных «русским духом». Автор многих симфоний и вокальных произведений вошел в историю как автор двух опер, входящих в число величайших музыкальных произведений мира. Это оперы «Руслан и Людмила» и «Жизнь за царя». Сам Глинка не раз отмечал, что национальные произведения, вне зависимости от государства, в котором они создаются, должны носить в себе интонации и мелодии коренного этноса. «Жизнь за царя» написана в 1836 году, а через образ одного из главных героев, Ивана Сусанина, он передал саму суть души русского человека. Интересно также, что впервые в отечественной опере главный герой – крепостной, обычный мужик, что было воспринято в штыки дворянством и мещанством. Тем не менее, творческая элита (например, Александр Пушкин и Николай Гоголь) высоко оценили это произведение, взглянув за рамки классового неравенства, принимавшегося как данность высшим сословием. Похожая неприязнь постигла «Руслана и Людмилу», потому что в этом произведении автор отошел еще дальше от европейских канонов оперы. Не оглядываясь на отечественных «ценителей», европейская публика и критика приняла обе оперы с восторгом, заявив во всеуслышание, что Глинка – основоположник классической музыки в России. Популяризация классической музыки сделала ее доступнее для людей. Императорское русское музыкальное общество открыло два отделения – в Москве и Петербурге. В Питере появилась даже бесплатная музыкальная школа. Сначала в столицах, потом в провинциях начали появляться консерватории. К концу века популяризировались симфонические произведения, самые известные из которых были созданы Петром Чайковским и Николаем Римским-Корсаковым.

Как часто случалось, в Москве и Петербурге рождаются противоположности – две разные композиторские школы. Московская является порождением творческого гения «Могучей кучки», питерская рождена Чайковским. И если первой была свойственная эпичность и торжественность, то второй – лиричность. Кроме того, творчество «Могучей кучки» представляло в своем творчестве уходящую эпоху, а питерскую композиторскую школу называли «новой русской», использовавшей достижения современников.

Членами «Могучей кучки» были Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков, Цезарь Кюи, Александр Бородин и Милий Балакирев. Организатором этого «движения» стал единственный в их составе немузыкант – писатель Владимир Стасов, благодаря которому и родилось самоназвание Новой русской музыкальной школы. И хоть Питерская школа в музыкальном плане была антиподом Московской, обе они родились на фоне революционных настроений в обществе, принесенных из Франции. Самыми известными произведениями творческого объединения стали оперы «Снегурочка», «Царская невеста», «Борис Годунов», «Князь Игорь» и «Хованщик». Регулярные встречи членов «Могучий кучки» длились около 10 лет, потом ее члены занялись каждый своим делом, помогая молодым музыкантам продолжить в ключе «кучкистов» идеи Глинки. К таковым историки относят Эдварда Грига, Антона Аренского, Федора Акименко, Василия Калинникова, Василия Золотарева и других грандов. Интересен также факт, что это был тот редкий случай, когда российская мода была перенята во Франции. Откликом на «Русскую пятерку», как звали «Могучую кучку» в Париже стала «Шестерка», объединенной Эриком Сати и Жаном Кокто. Французы, как и россияне, хотели ввести в французскую музыку национальный колорит, избавиться от «вагнеровщины» и «шёнберговщины».

Стоит также сказать, что к концу XIX века домашнее музицирование отходило на второй план, а произведения все чаще и чаще звучали в больших залах для широкой публики, а не лишь для приглашенных гостей. Спрос на музыкальное творчество был огромен, поэтому создавались все новые и новые музыкальные школы, а композиторы не прекращали творческих изысканий, формируя костяк отечественное школы игры и пения. Кроме того, технический прогресс также повлиял на музыку – разработанные системы вентилей и клапанов для духовых инструментов расширяли их возможности. Появились и новые виды инструментов – трубы и флейты-пикколо. Важным для музыкального развития стало американское изобретение – пианино. Вероятно, это стал самый популярный музыкальный инструмент в России. Что и говорить, если даже в советские времена пианино стояло чуть ли ни в каждом доме.

blog comments powered by Disqus

Ближайшие праздники

День матери

(В 2017 году отмечается 26 ноября) День матери в России отмечается в последнее воскресенье ноября и учрежден в 1998 году. Праздник был учрежден с цель...


Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы празднуется христианами всего мира 4 декабря (21 ноября по старому стилю). События, которые отмечает Церковь, относят...


День Конституции Российской Федерации

Конституция современной России была принята 12 декабря 1994 года – это одно из самых важных событий не только страны, но и для гражданского общества в це...


Читайте также