Музыка в русской культуре

Европейскую часть России славянские племена начали занимать довольно давно. Запечатлен исторический факт: в 591 г. император Византии принимал у себя аварских послов, в составе делегации которых были славянские гусляры.

Фактически, древнерусское музыкальное творчество делится на три цикла. Один из них касается календарных обрядов (посев и сбор урожая, обращение к богам и духам); второй – семейных обрядов (сватанья, свадьбы, похороны); третий – лирические композиции, которые не имели четкой привязки к какому-либо событию. До сих пор сохранились некоторые распевные былины, слова (сказания о значимых исторических фигурах), оды правителям (в период древней Руси назывались «славами»), а также упоминания о инструментальных композициях (для игры использовались духовые инструменты – дудки, литавры, свирели, рога и ударные – бубны).

Новое музыкальное направление в истории Руси появилось только в IX-X вв. – церковное хоровое пение, которое было принесено славян из Византии. Тогда же появился и аналог нот, т.н. «крюковая запись». Еще долгие века ничего принципиально нового в музыкальном плане не появлялось – вплоть до XVII века, когда уже в Россию было принесено многоголосое пение, широко распространенное в то время на территории Польши и Украины. В отличие от церковных композиций, такие хоры выступали вне церковных стен, а песни были не только христианской тематики. Обычно, эти песни исполнялись на свадьбах или просто в дружеских компаниях. Кроме того, в отличие от церковного хора, новые тип песни предусматривал как одновременное повторение текста всеми певцами, таки разновременное. Увидев потенциал нового музыкального направления, дьяк московского правителя Ивана V Василий Титов создал повсеместно известные вплоть до Октябрьской революции 1917 года канты, т.е. хвалебные песни, исполняемые в монастырях и церквях. Но среди его кант были не только религиозные, но также светские и даже шуточные. Дьяк Титов создал цикл «Многолетия», самой известной песней из которого была «Многая лета». Автор нового типа хорового пения умер после 1711 года (точная дата неизвестна), но Петр I высоко ценил его творчество, а некоторые из кант (панегирики) исполнялись и при дворе. Впрочем, творчество дьяка со временем вышло из моды и даже к 1917 году о «Большом многолетии» и «Многая лета» помнили лишь немногие.

Большой (Каменный) театр в Санкт-Петербурге

С приходом Петра I к власти в России началась мода на европейское творчество, европейский образ жизни. Так, в начале XVIII века из Франции в Российскую империю пришла новая система записи музыкальных произведений – нотная, заменившая церковную крюковую. Зажиточные россияне начали организовывать домашние оркестры и театры. В дальнейшем даже появился такой феномен как крепостной театр – представления подневольных актеров, играющих пьесы в основном крепостных же авторов. Впрочем, первые театры в любом случае создавались при помощи приглашенных из Италии и Франции певцов, актеров, дирижеров и пр. Первый музыкальный театр в России появился в 1780 году в Москве и был рассчитан по разным оценкам на 800-1500 зрителей. Впрочем, творческая группа театра (всего 42 человека) уже действовала четыре года – в доме графа Воронцова. Театр назвали Петровским. К сожалению, через 25 лет представлений театр сгорел. Еще 19 лет потребовалось для восстановления театра, названного в ту пору Большим. Очередной пожар 1853 года унес с собой костюмы, инструменты, декорации и архивы Большого театра. В известном нам виде здание первого стационарного московского театра появилось в 1856 году.

После появления стационарного театра в Москве, аналогичные музыкальные представления начали ставиться в Санкт-Петербурге. Первый такой питерский театр, прозванный Каменным, был учрежден в 1783 году. После этого важного события примеру двух столиц стали следовать и провинциальные города, делая музыку не только народным достоянием, но досугом знати повсеместно.

Тогда же, с первыми музыкальными театрами в России начали появляться первые национальные композиторы. Тому немало способствовала начавшаяся в России эпоха просвещения, перенятая у Франции, Германии, Италии, Англии и других ведущих европейских держав. В поисках нового и уникального, российские композиторы отошли от произведений и европейских и обратились к народному творчеству русского народа. Среди первых и лучших русских композиторов оказались Дмитрий Бортянский, Максим Березовский и Евстигней Фомин. Последний известен оперой «Ямщики на подставе» и «Орфей», а известный скрипач Иван Хандошкин не только является автором сонат на народные мотивы, но и создателем русскую школу скрипки. Еще одной знаковой фигурой XVIII века является Осип (Йозеф) Козловский – композитор белорусского происхождения. Он прославился в первую очередь музыкальными произведениями на военную тему. Его полонез «Гром победы, раздавайся» являлся музыкой к гимну (хоть и неофициальному) Российской империи в течение 25 лет – до 1816 года.

Алексей ВерстовскийИз-за многочисленных военных конфликтов, пожаров и людской неосторожности о XVIII веке в плане музыки в России мы знаем немного, и только последние десятилетия историки и музыковеды начали открывать для россиян культурную историю страны прошлого. Тем не менее, о XIX веке информация сохранилась несоизмеримо лучше. Одно из самых значимых произведений эпохи – опера «Аскольдова могила» Алексея Верстовского. Ихоть композитор написал шесть опер, а также множество баллад и водевилей, запомнился он именно этим мрачным произведением, которое вдохнуло в «европейскую Россию» дух забытого – языческую Русь. XIX век стал наиболее важным для России музыкальной: в этот период зародилась российская классика. Ее рупорами стали композиторы Александр Даргомыжский, Александр Алябьев, Михаил Глинка. Стоит заметить, что именно Глинка основал русскую композиторскую школу. Одна из самых известных его работ – опера «Руслан и Людмила» на стихи поэта Александра Пушкина.

В 1859 году началась новая история в музыкальном мире России – было учреждено Русское музыкальное общество. Общество ставило перед собой несколько задач – помощь отечественным талантам в творческой реализации и распространение музыкального образования среди соотечественников. Через девять лет обществу стала покровительствовать императорская семья. Благодаря этому общество, появились первые консерватории в Санкт-Петербурге и Москве, но самым ярким событием века для русской культуры стала т.н. «Могучая кучка» - Новая русская музыкальная школа, участники которой считали, что в творчестве Михаила Глинки воплощена русская национальная идея в плане музыки. Так, композиторы принялись создавать «настоящую русскую музыку». Немало тому способствовали народные настроения – людям нужна была либерализация общества, крестьяне повсеместно бунтовали против произвола царизма, круговой поруки и повсеместного взяточничества. Не менее радикально были настроены и участники «Могучей кучки», среди которых Модест Мусоргский, Цезарь Кюи, Александр Бородин, Милий Балакирев, Николай Римский-Корсаков. К середине 1870-х «кучка» распалась, но ее идеи продолжали жить в школах, основанных пятью великим композиторами, а историки и музыковеды нередко говорят, что это сообщество оказало важнейшее влияние не только на творчество российских музыкантов и композиторов, но и на мировых. Интересно, что композиторы занимались параллельно и другой важной работой. Так, например, Александр Бородин не только основал такое направление, как русская эпическая симфоническая музыка, но и был одним из самых видных ученых-химиков России, а Цезарь Кюи, будучи генералом, обучал фортификационному искусству императорского наследника.

Александр СкрябинСергей РахманиновРеволюции 1905 и 1917 годов принесли в Россию не только новый строй, но также новые моральные и культурные ориентиры. Лидерами музыкального направления стали Александр Скрябин и Сергей Рахманинов. Скрябин был непревзойденным пианистом, чей стиль игры стоял особняком от всех прочих школ, хоть и сравнивался с Новой венской школой. Примечательно, что он стал первым в истории человеком, использовавшим цвет как важную составляющую своего представления, фактически положив начало светомузыке. Рахманинов – другой пианист-виртуоз России, соединивший в себе Московскую и Петербургскую школы музыки, создав свой уникальный стиль, который также никто не смог «развить» – подобную Рахманинову музыку пишут подражатели и эпигоны.

Александр Скрябин и Сергей Рахманинов вышли за пределы музыкальных школ, воспитавших их, но на эксперименты со звуком не решались. Первыми такими экспериментаторами стали композиторы Сергей Прокофьев и Игорь Стравинский, считающиеся сегодня одними из величайших композиторов ХХ века. ХХ век особенно богат созданием новых жанров музыки, невероятных произведений – развивались и новаторские, и традиционные направления. Впрочем, в 1930-х годах политика Советов потребовала от деятелей культуры создавать «массовый продукт». Тяжелые для восприятия сюжеты и сложные музыкальные произведения отошли на второй план, а на первый вышел хор с оптимистичными работами. Дальше настало время Второй Мировой войны, и музыка вновь изменилась – популярными стали армейская песня и романсы. Хоть оперы и театры в той или иной степени продолжали свою деятельность, людям нужно было расслабиться, и этой отдушиной стало народной творчество, вновь завладевшее умами массового слушателя на волне подъема патриотизма. В 50-х годах прошлого века, в период т.н. «оттепели», когда ужасы войны стали постепенно забываться, а о сталинских репрессиях перестали шептать, музыкальные предпочтения людей стали более-менее нормализоваться. Наконец вернулась классическая музыка, которую писали эмигрировавшие за границу композиторы и диссиденты. К новаторской музыке также перестали относиться с прежней предвзятостью, хоть она и подвергалась нападкам со стороны критиков. Впрочем, это не помешало талантливым музыкантам Эдисону Денисову, Софьи Губайдулиной, Родиону Щедрину, Георгию Свиридову, Валерию Гаврилину и другим создавать настоящие шедевры.

К закату советской эпохи, когда «железный занавес» чуть-чуть приподнялся, в народные массы хлынула Западная поп- и рок-культура. С присущей России желанием создать нечто «свое» появились отечественные поп- и рок-сцены, а «русский рок» стал одним из самых ярких феноменов мировой культуры.

blog comments powered by Disqus

Ближайшие праздники

Рождество Пресвятой Богородицы

Праздник отмечается примерно с IV века 21 (8 по старому стилю) сентября и является первым по счету из главнейших христианских праздников, т.н. «двунадесяты...


День учителя

5 октября во всех российских школах отмечается профессиональный праздник День учителя. Он учрежден в 1965 году Президиумом ВС СССР и не имел постоянной д...


Покров Пресвятой Богородицы

Праздник отмечается 14 октября и считается больше народным, хоть и относится к великим (следуют по значимости за двунадесятыми). Обычно названия церковных ...


Читайте также