Николай Римский-Корсаков – музыкальный Сказочник

Николай Римский-КорсаковНиколай Римский-Корсаков, один из величайших композиторов Российской империи, родился в 1844 году в семье новгородского вице-губернатора Андрея Римского-Корсакого и дочери крепостной крестьянки и богатого помещика Софьи Скарятиной. Благодаря Софье, получившей хорошее образование, и брату Воину Римскому-Корсакову, реформировавшему в России военно-морское образование, Николай тяготел к знаниям, что во многом определило его будущий путь как члена общества. Получив дома базовое образование, в т.ч. игры на фортепиано, Николай продолжил учиться музыке в пансионе, увлекаясь признанными уже тогда классиками Людвигом ван Бетховеном, Феликсом Мендельсоном, Джакомо Мейербером, Джоаккино Россини и особенно – Михаилом Глинкой. В 1856 году по настоянию отца был отдан в Морской кадетский корпус, который будущий композитор окончил с отличием через шесть лет. Параллельно он брал уроки у профессионального пианиста Федора Канилле. Со смертью главы семейства в 1861 году семья юноши перебралась в Санкт-Петербург, где Николай познакомился с композитором Милием Балакиревым. Тогда же двое начинающих музыкантов основали Балакиревский кружок (будущую «Могучую кучку»), главой которой стал Милий. Вскоре к кружку примкнули Цезарь Кюи, впоследствии прославившийся не только как композитор, но и мастер фортификационного искусства, а также Модест Мусоргский (автор опер «Борис Годунов», «Сорочинская ярмарка», «Женитьба» и др. произведений).

Взявшись всерьез за свое первое масштабное произведение, Первую симфонию, Николаю Римскому-Корсакову не довелось приняться за сочинение других мелодий – он был назначен на службу на клипере «Алмаз» и с 1862 по 1865 годы находился во флоте. Впрочем, потерянным временем для творчества гения это время не назовешь. В процессе путешествия Николай посетил Великобританию, Францию, Италию, Испанию, Польшу, Норвегию, а также США и Бразилию. Впечатления от этих государств композитор в дальнейшем запечатлел в своих работах. Сойдя на берег, Николай вновь вернулся к «кучкистам», где познакомился с новым членом общества – с Александром Бородиным. Талантливый молодой человек прославился не только как композитор, считающимся отцом русского эпического симфонизма, но и как химик. Позже «кучкисты» познакомились с Петром Чайковским, с сестрой Михаила Глинки Людмилой Шестаковой, а также с их общим кумиром композитором Александром Даргомыжским. Даргомыжского нередко называют основоположником реализма в русской музыке.

Под влиянием лидера «Могучей кучки» Римский-Корсаков все же завершает свою Первую симфонию, принципиально изменив оркестровку. Она была исполнена в 1865 году под управлением Милия Балакирева, как и все прочие первые произведения Римского-Корсакова. В подобном ключе Николаем были вскоре написаны «Сербская фантазия» и «Увертюра на три русские темы». После этого, как огромному почитателю творчества Глинки, лидер «кучкистов» посоветовал Римскому-Корсакову обратиться к народным мотивам и использовать их для собственных наработок. В дальнейшем, народные мотивы стали неотъемлемой составляющей творчества композитора. Первым произведением с народным колоритом стала мелодия «Садко», частично использовавшаяся в одноименной опере. Римскому-Корсакову очень нравились сказочные сюжеты, за что потом получил соответствующее прозвище – Сказочник. «Садко» был первым его опытом работы со сказочным мотивом, первой попыткой изобразить при помощи музыки море, а также передать атмосферу фантастичности ситуации. Последнее – феномен, получивший название «Гамма Римского-Корсакова» – часто использовалось в творчестве композитора. Закрепил свои изыскания Николай с написанием симфонической сюиты «Антар» в 1868 году (некоторые изменения были сделаны автором в 1875 и 1891 годах). Изначально названная Второй симфонией сюита создана по сюжету сказки писателя-востоковеда Осипа Сенковского. Интересный факт, что Даргомыжский завещал именно Римскому-Корсакову завершить его работу – оперу «Каменный гость». /p>

С началом 70-х годов XIX века помимо творческих изысканий композитор занялся практической деятельностью. В 1871 году стал профессором Петербургской консерватории, в 1873 году Морское ведомство пригласило его как инспектора духовых оркестров. Параллельно Римский-Корсаков преподавал в Бесплатной музыкальной школе, дирижировал симфонические оркестры, спектакли, оперы. Посвятив 70-е саморазвитию, Римский-Корсаков начал устранять отмеченные им недостатки в собственной технике исполнения, в своих произведениях. Новые знания он почерпнул в консерватории, их итогом стала Третья симфония. Занявшись оперой, Римский-Корсаков сделал ее своим основным занятием до конца жизни. Опера «Псковитянка» вышла из-под пера в 1872 году, а в 1888 году создал свою крупнейшую и популярнейшую симфоническую сюиту «Шахеразада», впечатлившись «1000 и одной ночью». Произведение состоит из четырех частей: Море и Синдбадов корабль (сонатная форма), Рассказ царевича Календера (сложная трехчастная форма), Царевич и царевна (сонатная форма без вступления), Праздник в Багдаде (чередование форм первых трех частей).

В следующее десятилетие композитор примерно половину времени посвятил изучению философии и написанию различных музыкальных статей. Во второй половине 1890-х он написал ряд опер, среди которых «Садко» и «Царская невеста». Пользовалась популярностью также его опера на стихи Александра Пушкина «Сказка о царе Салтане» (1900 год), в четырех действиях с прологом. Интересный исторический факт, что во время антракта в Киеве в 1911 году был убит Петр Столыпин, известный своими жесткими реформами и роспуском Думы II созыва, что положило конец революции 1905-1907 гг.

Стоит отметить, что Николай Римский-Корсаков в 1905 году стал активным участником революции, поддерживая студентов и осуждая руководство Петербургской консерватории. Умер он в 1908 году в 64-летнем возрасте. Всего на счет композитора 15 опер (помимо упомянутых, «Снегурочка», «Моцарт и Сальери», «Кощей Бессмертный», «Золотой петушок» и др.), 14 симфонических произведений, автор сборников «Сто русских народных песен» и «40 народных песен» (обработки оригинальных композиций), 80 романсов и ряда хоров. Опера «Золотой петушок» была написана в 1907 году и стала последней крупной работой композитора. Впервые работа из лирики перетекла в другой план, став жесткой и едкой сатирой – Римский-Корсаков к концу жизни стал ярым противником самодержавия.

Будучи ярым приверженцем национального колорита в музыкальных произведениях, Николай Римский-Корсаков пропагандировал его через свою дирижерскую деятельность, популяризировал работу русских композиторов за рубежом. Во многом распространению классических произведений способствовала редакторская деятельность музыкального гения. Создав русскую композиторскую школу, Римский-Корсаков обучил около 200 композиторов, музыковедов и дирижеров.

blog comments powered by Disqus

Ближайшие праздники

День матери

(В 2017 году отмечается 26 ноября) День матери в России отмечается в последнее воскресенье ноября и учрежден в 1998 году. Праздник был учрежден с цель...


Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы празднуется христианами всего мира 4 декабря (21 ноября по старому стилю). События, которые отмечает Церковь, относят...


День Конституции Российской Федерации

Конституция современной России была принята 12 декабря 1994 года – это одно из самых важных событий не только страны, но и для гражданского общества в це...


Читайте также