Русский рок – появление и развитие

История русского рока начинается в 50-60 гг. прошлого века со знакомства отечественных музыкантов с Западной сценой. Тогда Западный продукт (даже если это музыка) был опасным как контрабанда, а почитатели «несоветских» исполнителей могли попасть под уголовную статью «преклонение перед Западом», что неминуемо вело к расстрелу, ссылке или тюремному заключению. Фактически, в этот период появилось новое музыкальное направление – песенная поэзия. Термин «рок» появился почти целое поколение спустя – в 70-х годах – и между двумя явлениями практически не было отличий. Тем не менее, рок стоял особняком, отличаясь от всего прочего музыкального продукта отношением его музыкантов и их слушателей к жизни. И действительно, термин «русский рок» – не столько обозначение музыкальной направленности, сколько психологической. Рок как бы говорит людям: мир жесток, несправедлив, бесчеловечен, безбожен. В роке зарождается бунт против «системы», он делит людей на «наших» и «не наших» – на простых людей и правителей. И в этом отличительная черта произведений русского рока перед другими «идеологически неправильными» песнями: ему все равно, кто стоит перед свободным человеком – царь, император, князь, начальник, мещанин. Все они – эксплуататоры.

Андрей МакаревичИз-за своей радикальности советская власть преследовала рок-музыкантов. Их считали в лучшем случае тунеядцами, бесполезными исполнителями, в худшем – идеологическими диверсантами, расшатывающими сами основы морали советского человека. Впрочем, сами музыканты изначально не преследовали цель бунта. Для них рок был отдушиной, чем-то новым, поиском нового звучания. Но активное преследование, яростное сопротивление с одной стороны и неприятие в дополнение к порицанию «старшего поколения» новомодной музыки сделали свое дело – из простого поиска рок превратился в протест. Тексты становились все резче и критичней, музыка – все громче и жестче. Первопроходцами в этом новом жанре считаются исполнители из группы «Машина Времени». Лидер музыкантов, Андрей Макаревич, вывел текст на первое место. Незамысловатый мотив лишь помогал слушателю сосредоточиться на главном – на послании поэта человеку, в котором говорится о проблемах нравственности и социума как такового. И если до «Машины Времени» русские рокеры ориентировались на Элвиса Пресли и «Битлз», заданная Макаревичем планка требовала продолжения развития этого направления, прозванного тогда «бард-роком». Сатирические критические песни звучали и раньше, однако они были скорее средством развлечения. «Машина времени» превратилась в зеркало для общества: глядя на себя, становится не до смеха. На момент основания группы у нее-то и названия не было, лишь песни, написанные под впечатлением от вольнодумства легендарных The Beatles. В 1968 году музыканты собрались первым составом и основали The Kids, записав на простой магнитофон свой первый альбом из 11 песен на английском языке, к сожалению, эта в определенном смысле историческая запись сегодня утеряна. Первый концерт группы прошел в 1971 году в колыбели московского рока – в ДК «Энергетик». Влившийся в состав музыкант Александр Кутиков «оживил» репертуар, сделав его более энергичным, а песни – более радостными. С 1972 года у группы начинаются неприятности: одних музыкантов забирают в армию, другие уходят сами, то и дело случаются творческие конфликты. В 1975 году от прежней «Машины Времени» остался только Андрей Макаревич, к которому присоединились Евгений Маргулис и Николай Ларин, а годом позже «Машину» приглашают в Таллинн на фестиваль «Таллиннские песни молодежи-76», где Макаревич знакомится с Борисом Гребенщиковым и его акустическим квартетом. Успех «Машины Времени» на фестивале толкнул лидера группы «Аквариум» предложить Андрею Макаревичу совместный концерт в Санкт-Петербурге. Их полулегальные концерты были среди популярнейших в культурной столице России. В 1977 году Андрей Макаревич решил разнообразить музыка группы, введя духовую секцию, а через год был записан первый студийный альбом группы в студии, куда устроился работать бывший музыкант «Машины» Александр Кутиков. Музыка из этого альбома лилась отовсюду – из ресторанов, квартир, радио. Тогда же духовая секция сменилась синтезатором. 1979 год стал неудачным для группы – часть коллектива ушла, основав легендарную нынче группу «Воскресенье». Тем не менее, новый состав «Машины Времени» записал известные по сей день практически каждому песни «Свеча», «Кого ты хотел удивить», «Поворот» и пр. В 1980 году пик популярности «Машины». Ее название на афише – гарантия полного зала, в 1981 песня «Поворот» становится песней года и удерживает первое место в музыкальном хит-параде «Московского комсомольца» полных полтора года. Интересная рекурсия – все это время группа нигде не имела права исполнять свой знаменитый шедевр, т.к. специальная комиссия никак не могла установить, какой именно «поворот» имели в веду музыканты, и может ли он считаться идеологически правильным. При этом бюрократический аппарат нисколько не смущало, что композицию крутят по радио на нескольких частотах по несколько раз на дню. Первые серьезные нападки на группу начались в 1982 году, когда в «Комсомольской правде» вышла статья «Рагу из синей птицы» («Синяя птица» – одна из популярнейших песен группы), однако ожидаемого эффекта советская газета не получила. Вместо всеобщего «одобрямса» реакция была завалена гневными письмами содержания «Руки прочь от «Машины»!». Газете пришлось быстро свернуть кампанию против рок-музыкантов.

В дальнейшем были и взлеты, и падения, но «Машина Времени» по сей день – действующий коллектив, чьи мелодии нередко напевают многие из нас. И пусть в России ХХ века были поэты и писатели мирового масштаба (Иосиф Бродский, Анна Ахматова, Владимир Высоцкий), но, вероятно, нет музыки ближе к нам, чем композиции «Машины Времени», удивлявшие публику простотой и актуальностью, своей непохожестью на официальную музыкальную доктрину. Можно с точностью сказать, что главное достижение «Машины» – не просто рождение русского рока, а то, что она показала людям альтернативу их взглядам. Выйдя на большую сцену – самое почитаемое место той эпохи – Андрей Макаревич спел о том, что больше всего волновало людей, но о чем они не решались сказать вслух. Песня «Битва с дураками» разделила страну пополам – на «смирившихся» и «борцов», а «Флюгер» дал возможность гражданам почувствовать себя тем самым «неправильным» указателем, который, вне зависимости от того, куда мчится массовый поток, хоть раз в жизни, но может повернуть в другую сторону. Очередная эпоха в России родилась в бунте – на сей раз музыкальная. Как и в прошлые времена, творчество рождалось под давлением общества. Культура – барометр социума, отражение его надежд и образа жизни. Обществу понадобились перемены, источник энергии жить и выживать в советском строе – многие тогда нашли себя в композиции «Свеча». Понятные каждому слушателю образы, необычные обороты, легкий мотив, несложные партии – визитная карточка русского рока.И хоть сталинские времена прошли, и группа не была подвергнута репрессиям, тем не менее, кроме «разоблачительных» статей в печати регулярно запрещались концерты исполнителей, а саму группу официально не то что не замечали, даже не признавали, что она существует – деятельность «Машины Времени» старались замалчивать. Это отношение власти к рок-музыкантам резко контрастировало с народным признанием и послужило прекрасным ориентиром для масс: чем сильнее сопротивление, тем ценнее для культуры продукт.

Впрочем, «Машина Времени» не стала рупором советского бунтарства – было множество лирических или просто шутливых произведений. Иногда группу сравнивают с поэтом Александром Пушкиным, который также применял понятные простым массам образы, доходчивый язык, точные, но понятные каждому, эпитеты, лаконичный текст. Как и у стихов писателя, которые наравне с творчеством скоморохов соперничало за массовое внимание в свое время и имело несколько уровней понимания текста, творчество «Машины» также всегда могло трактоваться с разных точек зрения. Впрочем, группа оставалась верной себе и пропагандировала т.н. «непреходящие ценности»: право на собственное мнение, свободу.

«Скифы»

Видя успех своих «коллег по цеху», имея, что сказать самим, на свет начали появляться новые группы и исполнители, желавшие «обречь» свой народ на русский рок, несмотря на вечные проблемы: отсутствие площадок для выступлений, неприязнь звукозаписывающих студий и выбор между армией либо работой по специальности (о творческой самореализации в те годы не было никакой речи). Среди подаривших новый звук миру стала группа 60-х годов «Скифы». Одна из самых известных звукозаписывающих фирм США Electro-Harmonics отмечала, что использование новых эффектов «Скифов» (т.н. гитарные «примочки») вывело рок на новый уровень, и что советские музыканты на годы опередили своих Западных «коллег» на поприще рока. Впрочем, Советский Союз не признавал этого направления – группа не смогла развиться в нечто большее. И хоть 60-е сопровождались массовой эмиграцией музыкантов, начатое ими дело продолжало жить в новом поколении. Первыми громкими именами стали имена участников групп «Машина времени», «Рубиновая атака» и «Удачное приобретение». Группы писали звуковые дорожки под мультфильмы и киноленты. Например, всем известная песня «У попа была собака» из мультфильма «Ну, погоди!» записана «Оловянными солдатиками», а всем известная «Фильм, фильм, фильм» – группой «Сокол». Кстати, именно «Солдатики» выпустили первую советскую пластинку русского рока, опередив «Скифов», которым, впрочем, это так и не удалось.

«Оловянные солдатики»

70-е годы примечательны тем, что рок выходит за границы Москвы. В 1973 году выходит первая Питерская рок-пластинка – «Вишневый Сад Джими Хендрикса» за авторством Юрия Морозова, который, не имея собственной группы, сотрудничал с другими музыкантами. 1980-е, наверное, является самым интересным периодом развития русского рока. Он характеризуется не только появлением огромного количества групп, среди которых и культовые, такие как «ДДТ», «Чайф», «Кино», «АукцЫон», «Алиса», «Браво», «Аквариум», «Наутилус Помпилиус» и многие другие, но и массовыми гонениями со стороны властей на уже сформировавшееся к началу десятилетия рок-движение.

Первый рок-клубу в Союзе был основан в Ленинграде в 1981 году – Ленинградский рок-клуб. Фактически, это была первая возможность для рокеров легально записывать свои произведения и давать концерты, с другой стороны, советская власть получила возможность держать рок-музыкантов под постоянным наблюдением. Первый рок-фестиваля был проведен в Тбилиси в 1980 году – «Весенние ритмы». По его результатам ряд групп получил доступ к радиостанциям, а благодаря телешоу «Музыкальный ринг» – и к телеэфиру. Некоторые послабления в начале 80-х рокерам дали возможность русской рок-сцене развиваться без особой оглядки назад. Особенно годы были удачны для питерских групп – «Кино», «Алиса», «Странные игры» и т.д.

Лидер группы «ДДТ» Юрий ШевчукВидя рокерский «разгул», в 83-85 гг. начались преследования музыкантов по инициативе Константина Черненко, ставшего в 84-м Генсеком КПСС. Впрочем, его правление оказалось недолгим, и в 85-м с его уходом гонения на музыкантов ослабли. Стоит, правда, отметить, что гонениям подвергся не вся отечественная рок-сцена, а только ансамбли самодеятельности. Впрочем, именно они стали «цветом русского рока» со временем – это практически все группы, образованные в конце 70-х – первой половине 80-х. Для силового прекращения концертов была задействована милиция (концерты групп «Воскресенье», «Коррозия металла», «Браво»), а некоторых музыкантов задерживали (например, Жанну Агузарову из «Браво» и Алексея Романова из «Воскресенья»).

В 1985 году началась т.н. «перестройка» последнего Генсека КПСС Михаила Горбачева. Тогда же появилась общественная организация «Московская рок-лаборатория», помогавшая столичным рокерам легализировать свое творчество. Реформы Горбачева позволяли открыто проводить концерты без страха, что музыкантов осудят за тунеядство и предпринимательскую деятельность. Первыми народными любимцами-восьмидесятниками стали «Аквариум», «Зоопарк», «Наутилус Помпилиус». Начинается настоящий расцвет русского рока – с повсеместным открытием рок-клубов, концертами, фестивалями. Массово появляются группы, ориентирующихся на Западных исполнителей, в частности Iron Maiden, Metallica и т.д. Появляется новое явление для советской сцены – хард-рок, хэви-метал, панк-рок, пост-панк и т.н. «новая волна». Интересно, что практически все рок-группы СССР нередко исполняли свои произведения под акустическую гитару. Это происходило на неофициальных концертах и т.н. «квартирниках». Получалось, что весь музыкальный коллектив был скорее сопровождением для поэта-песенника, объединяясь вокруг него. По этой причине мы по сей говорим «Машина времени» Андрея Макаревича, «ДДТ» Юрия Шевчука, «Наутилус Помпилиус» Вячеслава Бутусова.

«Наутилус Помпилиус»

Центрами советской рок-культуры стали Москва, Ленинград (ныне Санкт-Петербург) и Свердловск (Екатеринбург). Ленинградская рок-сцена стала особенно известна благодаря ставшим культовыми «Кино» Виктора Цоя, «Аквариуму» Бориса Гребенщикова, «ДДТ» Юрия Шевчука, «Алисе» Константина Кинчева и «АукцЫону» Леонида Федорова. Впрочем, немало и других питерских групп сыскали себе всенародную любовь: «Пикник», «Секрет», «Зоопарк» и т.д. Московская рок-сцена, помимо «Машины времени» и «Воскресенья», породила также «Звуки Му», «Браво», «Крематорий», «Ва-банкЪ», «Бригаду С», а в 90-х – «Манго-манго», «Ногу свело!» и «Несчастный случай». Особенно много в среде московских рокеров «металлически» групп. В Москве появились «Ария», «Мастер», «Черный кофе», «Коррозия металла», «Черный обелиск». Среди уральских уроженцев рок-сцены «Наутилус Помпилиус», «Настя», «Агата Кристи», «Чайф», «Урфин Джюс».

Не обошлось на русской рок-сцене и без совершенно одиозных экспериментов. Воронежская группа «Сектор Газа» начала играть в стиле рок хоррор с элементами славянской мифологии, чем сыскала себе невероятную популярность. Новаторство группы оказало сильное влияние на отечественную панк-сцену в лице «Ленинграда», «Красной плесени», «Короля и Шута».

«Король и Шут»

И хоть «железный занавес» все еще действовал, в 1986 году с русским роком познакомился весь мир – благодаря содействию американской певицы и продюсера Джоанне Стингрей. Двойной альбом Red Wave («Красная волна») познакомил американцев с питерскими рокерами. С этого момента советские музыканты выезжали на концерты за границу, там же издавали свои пластинки, делали совместные записи с иностранными музыкантами. В конце 80-х русский рок окончательно вышел из подполья с выходом кинолент о рок-музыкантах: «Игла», «Взломщик», «Асса» и др. Новые группы уже появлялись практически беспрепятственно. Одним из открытий 90-х стала «Агата Кристи» – самая популярная группа начала эпохи Российской Федерации. Следом появились «Ва-БанкЪ» и «Смысловые галлюцинации».

Русский рок был рожден протестом, и с развалом СССР потерял свою актуальность, а следом – и популярность. Коммерциализация рока также сыграла свою роль: шоу-бизнес взял «под свое крыло» самые успешные на его взгляд проекты, всячески поддерживая «избранных». По этой и ряду других объективных причин (смерть лидера группы, отъезд за границу членов коллектива, ссоры) распались «Кино», «Наутилус», «Диалог», «Секрет», Gorky Park и многие другие символы ушедшей эпохи. Впрочем, многие музыканты продолжили сольную деятельность или организовывали новые проекты. Так, например, Вячеслав Бутусов (лидер «Наутилус Помпилиус») организовал группу «Ю-Питер». Начали выпускаться записи «Легенды русского рока» и в 90-х в проекте принимало участие 30 групп и исполнителей, к 2005 году из них действовало суть более дюжины рокеров «старой закалки». Так как запреты Советов спали, на наши широты массово хлынул Западный продукт. Под его давлением, его веяниями изменялась и музыка – русский рок снова стал походить на музыку европейских и американских исполнителей. По большому счету, русские коллективы стали играть музыку и писать тексты, чтобы соответствовать Западной классификации – панк, рок, брит-рок, метал, симфо-метал и т.п. Впрочем, среди этих коллективов есть ряд, добившихся всероссийского признания, завоевавших почетные места в русской рок-истории. Среди них «Сплин», «Танцы минус», «Би-2», Чичерина, Земфира, «Мумий Тролль» (играют брит-поп, который также зовут «рокапопсом»), «Наив», «Небо здесь», Lumen, «Король и Шут», «Пилот» (панк-рок и гранж), «Эпидемия», Catharsis (паэр- и симфо-метал), «Несчастный случай», «Сектор Газа», «Жуки», «Манго-Манго», «Запрещенные барабанщики» (рок, который часто характеризуют как «шутливый»).

«Сплин»

90-е характеризуются также началом нового поиска звучания. Среди первых групп, решивших соединить в своем творчестве множество стилей рока, стала «Химера», одна из самых необычных групп отечественной сцены. В середине 90-х в русский рок вводится понятие «альтернативный рок», остающейся популярным по сей день. Изначально «альтернативой» звали русские аналоги рэпкора, но «Дубовый Гаайъ» Дельфина и «Сектор Газа» преобразили его. Появились необычные коллективы, использующие необычные для российской сцены вокальные приемы (гроул и скрим), а также речитатив хип-хопа, наложенные на тяжелую музыку. Среди таких коллективов Amatory, Jane Air, Stigmata, «Слот», «Психея» и прочие.

К началу 2000 года страсти поутихли, и музыканты обратились к более спокойным мотивам – к блюзу и блюз-року. Интересно и изменение текстового посыла – от фантастических, аллегорических и остросоциальных авторы перешли к философии. Также начал развиваться фолк-рок. Впрочем, в русском фолке популярными являются не только русские мотивы («Мельница», «Ветер воды», «Ярос», «Лунная охота», Theodor Bastard и т.д.), но и ирландские (The Dartz), скандинавские («Тролль гнет ель», White Owl) и даже бурятский («Буготак») или хантыйский (H-Ural). Как говорилось ранее, культура чутко реагирует на народные настроения. Так, эйфория от смены строя, принесшая тяжелые и разгульные мотивы, позже сменилась депрессией, нагнетаемой тяжелым экономическим и социальным положением в обществе – начали появляться готик-метал группы, среди которых Otto Dix, Roman Rain, «Ю-Питер».

Современная эпоха также является протестной. В середине 2000-х молодежь снова взбунтовалась – и снова против модели управления государством, предложенной современными правителями, оставшимися с советской эпохи. Впрочем, по-настоящему народными, как в свое время «Машина времени» или «ДДТ» эти коллективы не стали. Определенного успеха добились лишь некоторые группы, вроде Lumen, а также группы с политически-сатирическим уклоном: «РабФак», «Веселый Роджер» и др.

Не смотря на то, что русский рок родился, а сегодня и развивается под влиянием западной рок-сцены, его отличают национальные напевы и акцент, сделанный на поэзию. Благодаря этим особенностям отечественный рок нередко в мировой культуре выводится в отдельный жанр музыки – русский рок.

blog comments powered by Disqus

Ближайшие праздники

Рождество Пресвятой Богородицы

Праздник отмечается примерно с IV века 21 (8 по старому стилю) сентября и является первым по счету из главнейших христианских праздников, т.н. «двунадесяты...


День учителя

5 октября во всех российских школах отмечается профессиональный праздник День учителя. Он учрежден в 1965 году Президиумом ВС СССР и не имел постоянной д...


Покров Пресвятой Богородицы

Праздник отмечается 14 октября и считается больше народным, хоть и относится к великим (следуют по значимости за двунадесятыми). Обычно названия церковных ...


Читайте также