Древнерусская литература

К древнерусской литературе относят произведения, написанные до XIII века. Тогда существовали отличные от сегодняшних жанры: видения, евангелие, житие, летопись, слово, хождения. Не удивительно, что былины и сказания не выносятся в отдельный жанр. До принятия Русью христианства и введения в обиход кириллицы, письменность была не очень распространена. Обычно писаны были княжеские указы, законы, приговоры, летописи и т.д. Народные же сказания оставались устным народным творчеством. С введением новой религии книга превратилась в средство ознакомления с монотеистической верой, а также служили пособием для проведения богослужения.

Первые книги на Руси появились из Греции – с них делались переводы, их переписывали на языке составителя. Впрочем, среди книг были не только жизнеописания святых, но и различные сборники мудрых изречений и цитат великих людей прошлого. Фактически же, Византия принесла на русскую землю шесть литературных жанров: видения, евангелие, житие, летопись, слово, хождения.

Видение

Крайне интересный жанр, существовавший также и у древних иудеев, и позднее у мусульман. Главный персонаж произведения – человек, якобы имеющий пророческий дар. Он, с использованием образов и иносказаний, якобы предсказывает грядущие события. Обычно такой провидец «зрит» во время сна или наяву, когда события разворачиваются непосредственно перед его глазами. В древнерусской литературе видения проникли в том или ином смысле и другие, менее значимые жанры, такие как знамения и повести. Нередко визионеры появляются в житии и хождениях.

Сколько бы видения не писались, структура их всегда была одинакова. Визионер начинал свою повесть с молитвы, как бы готовя себя к видениям, которые не заставляли себя ждать. Появляется некая могучая сущность, которая открывает будущее или тайное визионеру. Сам провидец обязательно пугается такому общению с могучим созданием, а в конце открывает истинный смысл «увиденного» и говорит, что эти высшие силы сами обязали визионера нести в народ услышанное им. Примечательно, что образы в видениях не имеют четкой трактовки. Они могли отождествляться как с христианскими святыми, так и с языческими силами. Тем не менее, в видениях уделяется большое внимание посмертию человека или концу света как таковому.

Примечательно, что этот жанр наименее изучен. Считается, что он умер в конце XIX – начале ХХ веков.

Евангелие

Остромирово евангелиеКак все мы знаем, евангелия – это жизнеописания Иисуса Христа. И хоть его жизнеописанием занимались многие люди, часто через долгие века после предполагаемых смерти и вознесения Сына Божьего, но каноничными считаются евангелия от четырех апостолов: Иоанна, Луки, Марка и Матфея. Интересно, что изначально «их» тексты были не подписаны, а авторство апостолам приписали лишь во II веке н.э., а в XVIII – поставили под сомнение правильность этого решения. Сегодня самые ранние найденные жизнеописания Иисуса датируются 150-250 гг. н.э.

Как мы знаем, христианство распространялось по миру особенно интенсивно первые столетия после «вознесения», и существует вероятность, что первые христиане поселились на территории славянских племен. Хоть Русь приняла крещение в 988 году, достоверно известно, что христианские общины в Киевской Руси существовали и раньше. Одно из самых известных русских евангелий – Остромирово. Рукопись, хоть и была написана в XI веке на старославянском языке, тем не менее, хорошо сохранилась. Является одной из старейших книг Руси (после Новгородского кодекса), текст писан на высококачественном пергаменте и составляет 294 страницы. Текст написан на каждой странице в два столбца во 18 строк в каждом, содержит красочные изображения и буквицы (заглавная буква). Историческая ценность произведения в том, что на последних страницах переписчик Остромирова Евангелия указал не только точную дату ее написания, но и объем текста, а также обстоятельства создания книги. Писана она в течение года, с 1056 по 1057 годы для посадника Новгорода Остромира. Однако куда большее значение русское жизнеописание Иисуса имеет для русского языка. На основе материалов филолога Александра Востокова, занимавшегося изучением этого документа в 1840-хгодах, были созданы современные словари и грамматики по старославянскому языку. Хоть Остромирово Евангелие и было изучено довольно тщательно, перед современными филологами все еще стоит ряд нерешенных задач.

Древнейшая славянская книга состоит из четырех липовых дощечек и является сборником псалмов. Считается, что она минимум на 20 лет старше Остромирова Евангелия. Писан псалтырь русским восточнославянского происхождения (возможно, румыном или болгаром), текст легко читается даже в наши дни, содержит 75, 76 псалмы и часть 67-го.

Житие

Житие, как следует из названия, – это жизнеописание. Но в данном случае не Иисуса, а святых, причем, нередки случаи, когда житие писалось еще до канонизирования святого. Житие в сравнении со светской автобиографией имеет ряд принципиальных отличий. Во-первых, житие писалось согласно церковных канонов, а также в нем всегда выдержан литературный этикет. Фактически, житие – описание идеала человека в лице того или иного святого.

Первые русские жития были писаны по образцу произведений о Метафрасте – греческом государственном деятеле, святом, жившем в Х веке. Большая часть его жизнеописания – похвала его деятельности, а ранние годы (из-за недостатка сведений) были описаны аллегориями, домыслами и общими описаниями. Было всего несколько русских житий, которые не следовали этому правилу. Среди них«Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского», автором которых выступил Нестор Летописец (1056-1114 гг.), а также житие Леонтия Ростовского, которые относят ко второй половине XII века. В других же случаях до XV века все жизнеописания святых делались по образу жития Метафраста.

Родоначальниками отличных от греческих жизнеописаний выступил митрополит Киприан, написавший житие митрополита Петра, а также еще нескольких русских святых. Следующим автором житий по новому образцу стал Пахомий Логофет, серб, трудившийся в Великом княжестве Московском, где и умер примерно в 1484 году. Один из самых известных составителей житий является Епифаний Премудрый. Его самые известные работы – жития Сергия Радонежского (преобразователь монашество в Северной Руси) и Стефана Пермского (для коренных жителей республики Коми, коми-зырян, потомков финно-угров, создал алфавит и перевел с его помощью основные церковные тексты).

Новая эпоха в составлении житий началась с приходом митрополита Московского и всея Руси Макария (примерно 1482-1563 гг.). При нем появилось особенно много житий, а сам митрополит составил т.н. «Четьи-Минеи» – сборник известных на то время житий, отсортированный по месяца года. В дальнейшем появились четьи и других автором, однако они содержали жизнеописания практически только русских святых.

XIX век отличается тем, что в это время писались в основном пересказы житий из четьих-миней митрополита Ростовского Дмитрия, который за 20 лет собрал жития практически всех известных святых. Всего в позапрошлом веке насчитывалось 156 таких жизнеописаний.

Летопись

Начальная летописьВ отличие от предыдущих жанров, летописи наиболее исторически достоверны, в отличие от тех же житий, летописцы старались передать произошедшие события наиболее достоверно. Кроме того, летописи велись по годам, и свое название получили благодаря тому, что каждый год начинался со слов «В лето …». Летопись присуща и другим народам, но у них они носили другие названия: хроники – в Византии, анналы – в Западной Европе в средневековье.

Самое большое число сохранившихся летописей относится к XIV-XVIII векам. Это т.н. «списки», т.е. летописи, переписанные из других источников. Фактически, списки являются сборниками летописей, не дошедших до наших дней. Самый древний список написан монахом Лаврентием (1377 г.) и зовется Лаврентьевской летописью. Также к XIV веку относится Ипатьевская летопись. Однако обе передают события «Повести временных лет» (автор – Нестор Летописец) – первой летописи Киевской Руси. Со временем летописи стали популяризироваться и велись во многих более-менее крупных городах. С созданием царства Московского летописи не утратили актуальности. Одна из самых известных летописей тех времен т.н. «Царственная книга» – она относится к периоду правления Ивана Грозного. К XVII веку направленность летописей еще больше сузилась – появились частные летописцы, которые создавали фамильные летописи для своих нанимателей. Не гнушались летописями и казаки – больше всего документов касаются эпохи правления Богдана Хмельницкого (гетмана Запорожской Сечи). Кроме того, известны Бурятские летописи, Сибирские, Башкирские, Литовские и летописи княжества Молдавского.

Слово

«Слово о Полку Игореве»Слово также известно как сказание, поучение или повесть. Жанр так назван по заголовкам произведений, который начинались со слов «Слово о…». Иногда «слово» опускалось. В этом жанре издавались и церковные поучения, и светские сюжеты. Самое известно произведение – «Слово о Полку Игореве» (примерно 1185 г., повествует о неудачном походе новгород-северского князя Игоря на половцев – тюркоязычных кочевников).

Слов написано много, и значительная часть авторов таких произведений неизвестна. Многие слова вошли в состав летописей, в основном именно они и дошли до наших дней. Кроме того, известно множество слов о монастырях, в частности о наиболее значимых иконах. К последним относятся «Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией матери», «Сказание (Повесть) о явлении чудотворного образа пречистыя Богородицы на Тихвине», «Сказание о явлении иконы пресвятой Богородицы во граде Казани» и «Сказание об иконе Пресвятой Богородицы Одигитрия (Фёдоровския)». К XVII веку относится «Повесть о Псковском-Печерском монастыре».

Исключительно исторические повествования также присутствуют в данном жанре. Например, «Сказания о Мамаевом побоище» XV века повествует о знаменитой Куликовской битве, а в «Ином сказании» мы многое узнаем о Смутном времени (1598-1613 гг.). Не менее интересно «Сказание о Белом клобуке» (символ автокефального епископа). Произведение написано в XV-XVI вв. и является патриотическим Новгородским сочинением. Его цель возвеличить Новгород над Москвой, влияние которой неуклонно росло.

В тоже время, слова из задонщины не могут похвастаться достоверностью – они полны выдумок и преувеличений. Например, «Сказание о птицах небесных» (конец XVII – начало XVII веков) скорее можно отнести к народной сатире, а «Сказание о молодце и о девице» является хорошим примером простонародной литературы и интересно в первую очередь языком написания.И напротив, «Сказание о табаке» XVII века является образцом нелепицы.

Известно также восемь произведений, текст которых направлен против языческой веры и обрядов. Они входят в Пасиев сборник XIV века. Стоит также отметить, что среди морализаторских повестей встречались и сказаний обратной направленности. Например, «Слово о бражники како вниде в рай» (XVIII в.) написана в защиту пьянства, а «Слово (притча) о хмеле» рассказывает о пьянстве в шутливом ключе.

Хождение

«Хождение за три моря»Этот жанр представляет собой путевые заметки. Чаще всего, это описания чужих земель, в которых автору довелось побывать. Хождения также известны как хождение, скаска, паломник, странник, посольство и т.п. И действительно, первые такие произведения были писаны паломниками, посещавшими Константинополь и Палестину. В светские заметки этот жанр превратился только к XV веку. Одно из таких известных произведений – «Хождение за три моря» – написано тверским купцом Афанасием Никитиным, считается первым нерелигиозным хождением. В нем он повествует о путешествии с другими купцами в Бахмани (Индия) в 1468-1474 гг. Интересно, что Бахмани – первое в индии мусульманское государство. Впрочем, самым ранним хождением как таковым считаются хождения игумена Даниила Паломника, путешествовавшего в Святую землю в 1104-1106 гг. Произведение носит название «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли». Это одно из самых популярных хождений, известно более 150 его списков (копий).

Одним из самых популярных в древней Руси апокрифов является «Хождение Богородицы по мукам». В нем описываются муки грешников в аду. В произведении архангел Михаил устраивает Богородице «экскурсию» в ад, Мария просит у Иисуса облегчения для грешников, видя их страдания, и он соглашается ежегодно давать христианам в аду некоторые послабления. Полное же помилование последует только тогда, когда он второй раз окажется на кресте. Эти хождения написаны до XII века и оказали влияние на древнерусскую народную духовную поэзию.

blog comments powered by Disqus

Ближайшие праздники

День матери

(В 2017 году отмечается 26 ноября) День матери в России отмечается в последнее воскресенье ноября и учрежден в 1998 году. Праздник был учрежден с цель...


Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы празднуется христианами всего мира 4 декабря (21 ноября по старому стилю). События, которые отмечает Церковь, относят...


День Конституции Российской Федерации

Конституция современной России была принята 12 декабря 1994 года – это одно из самых важных событий не только страны, но и для гражданского общества в це...


Читайте также