Русская литература XVIII века

Преобразования и реформы, которые принес с собой император Петр I, коснулись всех без исключения аспектов жизни русского человека, в т.ч. литературы. Это век русского Просвещения, которые, впрочем, сменился эпохой контрпросвещения Екатерины II, узревшей в небывалом культурном подъеме своего народа опасность для российской монархии. Однако прежде чем этот скорбный для развития российской науки и словесности период начнется, мы наблюдаем небывалый их подъем, который во много случился благодаря влиянию европейских стран, особенно Франции. Русское просвещение равнялось на Вольтера, Дидро, д’Алмбера и других «отцов» идеи рационального взгляда на окружающий мир. Появляются первые переводы иностранных писателей и ученых в общественном доступе, выходят первые газеты, а всего за век русская литература проделывает путь от классицизма к сентиментализму.

Михаил ХерасковФактически, классицизм отвечал требованию рационально смотреть на вещи. Классицизм старался походить на произведения античной Греции и древнего Рима, в которых был четко выстроенный сюжет, продуманная композиция, отсутствовали гротескные формы, применялись стандартные аллегории и литературные приемы. Впрочем, в литературе XVIII века «реальность мира» трактовалась по-своему. В произведениях классицизма показывался мир не таким, каким он был на самом деле, а таким, каким он «должен быть». Достигалось это представление о мире за счет идеализации образов персонажей. Впрочем, классицизм подразумевал под собой разделение произведений на литературные жанры: каждому жанру – свои литературные приемы. Так, оды посвящались исключительно государственным деятелям, а поэмы – героическим дням прошлого. Среди известнейших авторов героических поэм Михаил Херасков, написавший колоссальную по своему объему «Россиаду». Произведение посвящено Ивану Грозному, покорившему Казанское царство. Фактически, именно «Россиада» стала переломным моментом в истории русской литературы, когда она свернула с «западного» пути и пошла по пути собственному. Первый национальный эпос пытался создать Михаил Ломоносов, однако свою работу «Петр Великий» оставил незаконченной. Кроме того, в России появились собственные баснописцы. Французский писатель Жан де Лафонтен стал первым баснописцем эпохи просвещения, перерабатывая и переосмысляя произведения Эзопа – полулегендарного баснописца из Древней Греции, жившего (а возможно и никогда не существовавшего) в VI в. до н. э. Русские писатели последовали примеру французского коллеги и принялись наперегонки перерабатывать сюжеты великого грека. Как вы заметили, описанные жанры относятся к поэзии. Действительно, поэзия в России вышла на качественно новый уровень. Особенно в лице Александра Сумарокова, который писал в разных жанрах. Его творческой руке принадлежат оды, басни, песни, сатирические стихи, эпиграммы и несколько драматических произведений. Кроме того, он издавал первый в России частный журнал «Трудолюбивая пчела» (1759 г.). Тем не менее, проза этого века не смогла достичь каких-либо высот. Европейский классицизм так и не смог отнестись к ней серьезно и считал такие произведения второсортными.

Николай НовиковГоворя о печати, стоит отметить, что первая газета была издана в 1703 г. по инициативе Петра Великого и носила название «Ведомости». Распространению газет способствовало развитие печати в России: за первую четверть XVIII века вышло около 600 книг, что на порядок больше, чем за весь предыдущий век. Этому также способствовало создание нового печатного шрифта, упрощенного в сравнении с церковным. Впрочем, сатира, которая превалировала в XVIII веке, проникла и в журналистику. Фактически, сатирическая проза журналистов стала одним из главных орудий в борьбе друг с другом политиков. К 1770-м годам журналист был чуть ли ни важнейшим человеком в стране, а важнейшим видом литературного творчества стала публицистика. Это произошло уже в период правления Екатерины II, считавшей себя продвинутым европейским монархом, рупором Просвещения. Фактически, так и было. Если в Европе Просвещение шло от нижних социальных слоев вверх, толкая к творческим порывам дворянство, в Российской империи все произошло с точностью до наоборот: русские правители считали Просвещение модой и старались приобщить к нему как можно больше своих подданных. Для Екатерины литература стала средством «воспитания» ее вассалов. Поэтому она также приложила руку к литературе: писала пьесы, повести, создавала политические и исторические трактаты. Автобиографии «Записки» Екатерина посвятила первую половину своей жизни. Но больше всего Екатерина II любила сатиру. В 70-х годах XVIII века появились комедии, высмеивающие необразованность дворян из провинции, а следом появились доверчивые и наивные россияне и масоны, обладавшие целым рядом недостатков. Журнал «Всякая всячина», издаваемый в 1769 г. по настоянию императрицы, стал первым в своем роде, посвященным полностью сатире. Мало того, правительница призывала и своих подчиненных к созданию аналогичных печатных изданий. Первым ее настоянию внял Николай Новиков, издавший журнал «Трутень». Он стал главным «идейным» конкурентом журнала императрицы, а также предлагал новые правила игры. Фактически Новиков показал, что сатира в умелых руках может стать грозным оружием. За свое открытие Новиков стал одним из первых заключенных по политическим мотивам в период контрпросвещения. Его журнал высмеивал не только молодых людей, бездумно следовавших во всем французам, но и обличал крепостничество. Важно отметить, что эпоха Просвещения принесла в Европу зарождение либерализма, что привело кразного масштаба революциям. Монархия России, по понятным причинам, вольнодумства допустить не хотела. Журнал «Трутень» прекратил свое существование в 1769 году, когда начал уличать уже саму императрицу в лицемерии – Екатерина действительно отказалась от ряда прогрессивных реформ, когда почувствовала, что трон под нею «зашатался». Впрочем, журналист не оставил свою деятельность, и создал сразу два журнала «Пустомеля» и «Живописец». Идейные продолжатели дела «Трутня» просуществовали четыре года – до 1774 г. В них было и пренебрежение дворян родней, и ханжество, и эксплуатация крестьян помещиками. Впрочем, через 10 лет началось преследование этого человека с «острым» языком – типографии уничтожались, его работы сжигались наравне с работами Вальтера. Вышел он из тюрьмы только после смерти императрицы, разоренный и неизлечимо больной.

Впрочем, более опасливую политику в отношении сатиры вели другие издания. Они вступали в полемику, в основном, друг с другом, а авторы писали под вымышленными именами. В них высмеивались общие нравы современников, а также литературные противники журналиста. В журналах печаталось множество анекдотов, стихов, сатирических рецептов. Среди самых известных «Поденщина», «И то и се», «Не то ни се в прозе и стихах» и «Адская почта, или Переписка хромого беса с кривым».

Василий ТредиаковскийКак писалось выше, в русском классицизме на первом месте стоял стих. Фактически, стихи того времени являют собой соединение двух способов написания – народный тонический стих пишется согласно определенному количеству ударений в строке, а литературный силлабический стих строится на равенстве строк по числу слогов и женской рифме. Объединить два разных стиля придумал Василий Тредиаковский в своем трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». В этом труде он не только изложил принцип построения стиха, но и новые мерила для стихов (например, заменить количество слогов числом стоп). Вскоре он явил миру эпичную поэму «Тилемахида». Поэма является стихотворным переводом романа Франсуа Фенелона «Приключение Телемака», прочем, вместо восхваления автор получил многочисленную критику и насмешки. Некоторое время при императорском дворе даже существовало шутливо-изощренное наказание: провинившегося заставляли выучить шесть строк из произведения Тредиаковского. Виной тому стала чрезмерная манерность произведения, излишняя стилистическая пестрота, многословие и сложный синтаксис. Признание к поэту-филологу пришло после смерти. Особенно тепло о нем отзывался Александр Пушкин, отмечая, что работы писателя прошлого в плане изучения достойнее многих работ его современников.

Александр СумароковВпрочем, несмотря на повышенное внимание к поэзии, «королевой» классицизма оставалась трагедия, в которой так чаял себя увидеть писатель Иван Крылов, раскрывший себя полностью только в сатире и комедии – в баснях. Классическая трагедия должна была быть написана в стихотворной форме и строиться по правилу единства места, времени и события. Конфликтом в трагедии выступало невозможность одновременно следовать долгу и чувствам. Примечательно, что сюжеты для конфликтов «хорошего» и «плохого» человека черпались также в античности. Создателем истинно русской трагедии считается Александр Сумароков. Хоть поначалу он также следовал французским трагикам, но использовал в своих произведениях русские мотивы. Всего трагик написал девять произведений, и во всех них читается конфликт долга и страсти, всегда есть антигерой деспот и противостоящий ему высокоморальный человек. Кроме того, его работам присущ минимум героев. Сам же Сумароков управлял Русским театром и лично занимался обучением актеров мастерству, а его зять Яков Княжин создал трагедию «Вадим Новгородский». За резкую тираноборческую идею в ней, рукописи были сожжены по приказу императрицы Екатерины II.

Впрочем, наблюдать за вечными смертями и горем нравилось не всем. Были люди, которые старались создать жанр стихотворной комедии для сцены. Консервативные взгляды долго отвергали эти идеи, однако в 60-х годах комедии все же были признаны. И не просто признаны – они завоевали всеобщее обожание. К театральной сцене получили доступ и лица, отдаленные от двора. Частные театры появлялись, как грибы после дождя. Впрочем, все комические представления имели ту же цель, что и трагические: воспитание в людях высокой морали. Лучшим комедиантом признан Денис Фонвизин, однако отношение к автору было двояким: признавалось высокое мастерство автора, глубина мысли, остроумность, однако то, что его работы писаны прозой, налагало неприятный отпечаток на восприятие театрального действа тогдашней публикой. Эталоном же считается комедия Василия Капниста – ею стала «Ябеда». Хотя известность сначала хорошую ему принесла работа «Сатира I», дурную же славу принесла комедия «Оды на рабство», созданная после указа Екатерины II, узаконившего закрепощение крестьян в Украине. Комедия «Ябеда» имела оглушительный успех, однако вскоре была запрещена императором Павлом I, а текст из продажи был изъят. В этом произведении, полном говорящих фамилий, вроде Криаосудова или Атуева, Капнист высмеивал российские суды и творящееся в них беззаконие. Поводом для написания «Ябеды» стал личный трудный опыт. Помещик Тарновский незаконно, но с помощью суда, завладел частью личного имущества Василия Капниста.

blog comments powered by Disqus

Ближайшие праздники

Рождество Пресвятой Богородицы

Праздник отмечается примерно с IV века 21 (8 по старому стилю) сентября и является первым по счету из главнейших христианских праздников, т.н. «двунадесяты...


День учителя

5 октября во всех российских школах отмечается профессиональный праздник День учителя. Он учрежден в 1965 году Президиумом ВС СССР и не имел постоянной д...


Покров Пресвятой Богородицы

Праздник отмечается 14 октября и считается больше народным, хоть и относится к великим (следуют по значимости за двунадесятыми). Обычно названия церковных ...


Читайте также