Кино в России

Начало ХХ века принесло на просторы России не только ветер перемен, кардинально изменившим жизнь россиян сначала в 1905, потом в 1917 годах. 1900-й год принес в Россию кинематограф. Первые киностудии появились в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Тбилиси (Грузия), Киеве и Одессе (Украина).

Александр ХанжонковРусское кино начало развиваться в первую очередь благодаря промышленнику Александру Ханжонкову, организатору кинопромышленности как явления. Первое кино его ателье носило название «Драма в таборе подмосковных цыган» и было показано на большом экране в 1908 году под Новый год. Уже в следующем году были сняты «Ванька-ключник», «Песнь про купца Калашникова», «Русская свадьба XVI столетия» и ряд других лент, в которых играла труппа Введенского народного дома, за ходом съемок и игрой актеров следил начинающий режиссер Василий Гончаров.

В 1910 году появляется одно из первых в России СМИ, посвященных кино, «Вестник кинематографии», также издано на средства Ханжонкова. Еще пять лет спустя появляется его журнал «Пегас», содержавший статьи о кино, театре, музыке и культуре как таковой.

Стоит отметить, что первый российский полнометражный фильм также вышел из ателье Ханжонкова – «Оборона Севастополя» (1911 г.). Еще одно достижение его ателье – первый в мире «объемный» мультфильм – «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» (1912 г.). Благодаря успеху ателье, оно разрослось до целой киностудии, и была единственной в России, имевшей независимый научный отдел, где снималось документальное кино по аграрному хозяйству, ботанике, животноводству, зоологии, географии и медицине. Кроме того, в его фильмах появились своеобразные ноу-хау – спецэффекты. Например, в ленте «Пьянство и его последствия», где описывались отклонения у детей-алкоголиков, использовался спецэффект вылезающего из бутылки «чертика». Хоть фильм и документальный, в нем использовались в том числе игровые сцены – тоже нововведение по меркам того времени. Примечательно, что Ханжонков продолжал практически беспрепятственно снимать фильмы и после революции 1917 года, хоть и переехал с большей частью съемочной группы в Ялту (Украина). В 1920 году из-за накаленной ситуации в стране уехал в Европу. Он старался возродить свое детище за границей, однако средств на это не хватило. Впрочем, в 1923 году отца русского кино пригласили работать в «Госкино», которое вскоре обанкротилось, а Хандонкина попытались осудить, мол, крах студии произошел по его вине. Впрочем, доказательств не было, но «на всякий случай» кинематографа лишили политического влияния и лишили права работать в сфере кино. И хоть промышленника реабилитировали в 1934-м, к своей кинодеятельности он так и не вернулся, проведя последние 11 лет своей жизни в Ялте.

Как бы то ни было – с Александром Ханжонковым или без него, – советская киноиндустрия развивалась. Но, в отличие от прочего мира (кроме, в какой-то мере, Дальней Азии), она была закрытой, изолированной. Первые фильмы были немыми, их эпоха начала подходить к концу в 30-х годах прошлого века. И в это время, на волне последствий Октябрьской революции, бушевавшей в стране, «достижение пролетариата» достигло в СССР народных масс. Люди толпами шли в кино, и в первую очередь на фильмы Сергея Эйзенштейна. Свою кинокарьеру как режиссера он начал с экранизации задуманного им сериала о революциях в России. Восьмисерийный фильм под общим названием «К диктатуре» начал сниматься сразу с пятой серии – «Стачка». Воспринятый правительством благосклонно как новаторский и революционный, была снята 4-я, самая знаменитая, серия – «1905 год», в процессе съемки переименованная в «Броненосец «Потемкин» (вышел на экран в 1925 г.). Примечательно, что фильм был показан и за рубежом, где имел успех не меньший, чем на родине. Лента настолько впечатлила мировую общественность, что оказала сильнейшее влияние на развитие киноиндустрии. В дальнейшем «Броненосца» назовут «лучшим фильмом всех времен и народов».

В процессе работы над циклом Эйзенштейн сократил количество серий на одну, а проект назвал «От подполья к диктатуре». В 1927 году снял сразу последнюю серию цикла – «Октябрь», где актер Василий Никандров впервые в мире исполнил роль вождя пролетариата – Владимира Ленина. Впрочем, провал фильма (так и недоснятого) «Бежин луг» в 1935 году сказался на репутации Эйзенштейна, за что его отлучили от преподавательской деятельности. Преследование продолжались три года, до появления на экран «Александра Невского». Тогда режиссер перестал быть опальным, и ему присвоили степень доктора искусствоведения. Увы, работу над «Иваном Грозным» Эйзенштейн завершить не смог, так как умер в период съемки второй серии в 1948 году на 50-м году жизни.

Вместе с Эйзенштейном известности также добились и другие режиссеры, внесшие в советское кино значительный культурный вклад. Так, например, Дзига Вертов (Давид Кауфман) впервые в кинематографе использовал скрытую камеру, а его фильм «Человек с киноаппаратом» (1929 г.) часто называют лучшей документальной лентой в истории. Благодаря Льву Кулешову, снявшему значимые для истории ленты «По закону» и «Великий утешитель», появился один из первых в мире учебников по киноискусству «Основы кинорежиссуры» (1941 г.). Его перевели на множество языков, а описанные в нем секреты монтажа, в т.ч. «эффект Кулешова», являются базой для киношников по сей день. Еще одним новатором стал Константин Кереселидзе. Он был первым человеком, который снял документальный фильм без музыки, а лишь с голосом диктора, а также первым, кто поступил наоборот – полностью убрал голос, оставив музыку и звуки природы (фильм о соколиной охоте «Охота без ружья»).

Стоит также отметить, что в сталинский период правления (1926-1953 гг.) оказал негативное влияние на кинематограф. Тогда, в период культа личности вождя, к деятелям искусств относились с особой жестокостью. В этот период советский кинопром создавался в основном для внутреннего использования. Практически никакие ленты из показанных за границей не имели успеха – европейцы, как и американцы, не понимали образа жизни советского человека, а съемки считали морально устаревшими. Кроме того, цензура запрещала целый ряд жанров, а художественные фильмы делались под строгим наблюдением. На первом месте в советском кино стояла идеология, всем остальным ради нее можно было жертвовать. Не смотря на жесткую цензуру и давление властей, некоторые режиссеры смогли выйти за рамки отведенного имя поля действия. Среди них Андрей Тарковский, Сергей Параджанов, Кира Муратова. Впрочем, ситуация в кинематографе улучшилась с наступлением «перестройки» Михаила Горбачева: ограничения по жанрам были практически сняты, цензура ослабла (как политическая, так и моральная).

Впрочем, с развалом СССР начались тяжелые времена для практически всех сфер бизнеса, в т.ч. для киноиндустрии. Целое десятилетие понадобилось, чтобы в России снова начали снимать высококачественное кино. Как отмечают критики, собственного стиля в русском кино (с момента создания Российской Федерации) не выработалось – лучшие киноленты являются подражанием голливудских, немецких и французских фильмов. На фоне этих кинолент создавалось много низкокачественных лент, старавшихся повторить стилистику советского кино. Важным объективным фактором, затруднявшим развитие кино в России, также стал дефолт страны в 1998 году. Однако ряд лент, вышедших в 90-е, отмечен всенародной любовью: «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992 г.), «Ширли-мырли» (1995 г.),а ленты «Особенности национальной охоты» (1995 г.) и «Брат» (1997 г.) стали культовыми.

Тяжелая финансовая ситуация в стране вынудила государство отказаться от финансирования ряда предприятий, так начали появляться частные киностудии, которые в начале 2000-х выпускали малобюджетные сериалы. Сначала с криминальным уклоном, затем – с мелодраматическим. Важно отметить, что с 2004 года отечественная мультипликация также начала становиться кассовой – с появлением полнометражного мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей» и мультсериала «Смешарики».

С развитием технологий появился и новый способ съемки – 3D-анимация. Первые3D-фильмы в России были любительскими, короткими, начали появляться в 2007 году, успех же к отечественному 3D пришел с мультфильмом «Белка и Стрелка. Звездные собаки» (2010 г.).

В годы Российской Федерации сотни фильмов участвовали во всевозможных конкурсах и международных фестивалях, однако громкого успеха добился только один фильм – «Дикое поле» (2008 г.). Он получил множество наград не только в России, но и на международных кинофестивалях в Марракеше (Марокко), Котбусе (Германия), а также на 65-м Венецианском кинофестивале. Некоторые ленты отмечены и тем, что берутся в зарубежный кинопрокат. Например фэнтезийная лента «Ночной дозор» (2004 г.) была закуплена 50 странами мира.

Интересный факт, что сегодня 95% российского кино носит развлекательный характер. Кроме того, отечественные фильмы характеризуются огромным процентом лент на криминальную и комедийную тему, рассчитанных на массового зрителя. Самыми дорогостоящими фильмами на сегодняшний день является «Утомленный солнцем-2: Предстояние» и «Утомленный солнцем-2: Цитадель» (их бюджет составил 40 и 45 миллионов долларов США соответственно), а также «Обитаемый остров» (бюджет $36 млн.). Тем не менее, в 10-ку самых кассовых фильмов они не попали. В тройке лидеров «Сталинград» (2013 г., общие сборы составили $62,6 млн.), «Ирония судьбы. Продолжение» (2007 г., $55,6 млн.) и «Дневной дозор» (2006 г., $38,8 млн.).

«Сталинград» (2013 г.)

blog comments powered by Disqus

Ближайшие праздники

День матери

(В 2017 году отмечается 26 ноября) День матери в России отмечается в последнее воскресенье ноября и учрежден в 1998 году. Праздник был учрежден с цель...


Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы празднуется христианами всего мира 4 декабря (21 ноября по старому стилю). События, которые отмечает Церковь, относят...


День Конституции Российской Федерации

Конституция современной России была принята 12 декабря 1994 года – это одно из самых важных событий не только страны, но и для гражданского общества в це...


Читайте также