Московский театр «Современник»

Театр «Современник»Театр «Современник» стал одним из самых ярких событий советской эпохи. Его основала группа энтузиастов в 1956 году. После смерти Иосифа Сталина к власти пришел Никита Хрущев, принявшийся разоблачать культ личности предшественника. Это время зовется «хрущевской оттепелью» – репрессивный аппарат ослабил хватку, многие деятели искусства, ученые, солдаты и рабочие были реабилитированы. Казалось, что началось совершенно новое время – время личной свободы. И хоть эйфория быстро прошла, вернув советских граждан с небес на грешную землю, положительные изменения в Советском Союзе все же прослеживались.

Теми самыми энтузиастами-основателями театра «Современник» стали Олег Ефремов, Виктор Сергачев, Игорь Кваша, Олег Табаков, Галина Волчек, Лилия Толмачева и Евгений Евстигнеев. Вскоре к творческому коллективу присоединились и другие выпускники школы-студии при Московском Художественном театре. Премьерой коллектива, еще до того как они выбрали себе название, стала постановка пьесы «Вечно живые» Виктора Розовав постановке Олега Ефремова, сыгранная 15 апреля 1956 года. Об успехе скажет тот факт, что зрители не покидали зала до самого утра, общаясь с актерами, восхищаясь их игрой, благодаря за впечатление – люди разошлись только под утро, когда открылось метро. Буквально через год по этой постановке был снят фильм «Летят журавли», удостоенный золотой пальмовой ветви на кинофестивале в Каннах. Актеры театра создали «Студию молодых актеров», а в 1958 году придумали окончательное название своей труппе – «Современник».

Удивление публики игрой легко можно понять – в сталинскую эпоху игра актеров МХАТа стала «законсервированной», не признававшей новизны. «Современник» стал своего рода протестом против традиций, а сами актеры хотели вернуть на сцену «психологический театр», созданный в свое время Константином Станиславским. Вскоре он стал любимым не только среди интеллигенции, но и у молодежи.

Интересно, что до 1961 года у театра не было собственного здания – свои площадки предоставляли дома культуры, клубы и МХАТ. Затем на протяжении 13 лет театр выступал в собственном здании – обветшалом строении на площади Маяковского, где до этого выступал театр Эстрады, а ныне находится автостоянка. Второе и последнее здание «Современник» унаследовал от кинотеатра «Колизей» (1914 года постройки в стиле неоклассицизма).

Олег ЕфремовЗная, что период «хрущевской оттепели» не затянется, и в итоге сменится очередным тотальным ущемлением свободы слова и творчества, «Современник» старался в первые годы своей работы ставить классическую драматургию, переосмысленную в рамках актуальных проблем. Первый спектакль теперь уже «Современника» носил название «Вечно живые» (Виктора Розова), когда и зритель, и критика оценили высокое актерское мастерство вчерашних студентов, а о юных дарованиях поползли по стране слухи как о будущих грандах отечественной сцены. Под руководством Олега Ефремова к концу 1960-х театр можно было считать уже сформировавшимся: сильная труппа, четкое творческое стремление, внятная гражданская позиция. Благодаря своему профессионализму и необычному на то время подходу к работе, театр быстро заработал «имя». Его постановки вызывали бурное обсуждение в обществе, а некоторые постановки вошли в золотой фонд театрального искусства СССР: «На дне» (Максима Горького), «Вечно живые» (Виктора Розова), «Голый король» (Евгения Шварца), «Двое на качелях» (Уильям Гибсон), «Обыкновенная история» (Ивана Гончарова» и др. В начале 1970-х эйфория от ослабления сталинской хватки прошла, и новое время начало диктовать новые условия сосуществования гражданина и государства. Работа театра затруднилась. Не то чтобы цензура внезапно обратила внимание на свободомыслие коллектива, но всем вместе было проще защищать свои интересы и интересы зрителя, когда же произошел раскол в коллективе, это не пошло на пользу «Современнику». Олега Ефремова пригласили возглавить МХАТ, на что тот согласился, а вместе с ним ушла и значительная часть театральной труппы.

Галина ВолчекПоползли слухи о закрытии театра, чем не преминула воспользоваться пресса, заявив, что театр был «детищем своей эпохи» и что он «исчерпал себя, выполнив свою миссию». Тем не менее, оставшаяся часть труппы не собиралась сдаваться, а своим руководителем выбрала Галину Волчек. На восстановление творческого коллектива ушло много времени, и в этом «Современнику» помогли актеры нового поколения – Валентин Гафт, Авангард Леонтьев, Марина Неёлова, Лия Ахеджакова и другие.

Кроме того, неоценимую помощь в возвращении былого величия театру сыграл советский прозаик Чингиз Айтматов. Так, его произведение «Восхождение на Фудзияму», поставленное театром в 1973 году, доказало, что «Современник» не случайно носит свое имя, а списывать его со счетов – рано. Постепенно с новыми лицами начал формироваться и новый репертуар, труппа снова сотрудничает с писателем Константином Симоновым, ставя его повести «Из записок Лопатина» и «Мы не увидимся с тобой». Своего рода сценическое направление театру задал молодой режиссер Валерий Фокин, поставивший повести «Не стреляйте в белых лебедей» (Бориса Васильева) и «Навеки двадцатилетние» (Григория Бакланова). О зрелости театра с обновленным коллективом заявила постановка автобиографической книги Евгении Гинзбург «Крутой маршрут». Сценическую адаптацию книги подготовил Александр Гетман, режиссировала его Галина Волчек. С этим спектаклем «Современник» завоевал мировое признание во время гастролей по Европе и США. Вскоре визитной карточкой театра стала друга совместная работа Волчек и Гетмана – спектакль «Три товарища». С момента основания «Современника» было поставлено более сотни спектаклей. Интересно, что около 60 таких произведений были составлены специально для театра. Среди авторов выделились Николай Коляда, Людмила Петрушевская, Владимир Гуркин, Александра Галина и другие.

Идет время, и вновь театр обращается к классикам, стараясь переосмыслить их труды под призмой современного строя. Первым опытом Галины Волчек в этом плане стал Антон Чехов и его произведение «Вишневый сад». Шесть лет спустя, в 1982 году, режиссер поставила на сцене и другую работу Чехова – «Три сестры». Также были поставлены «Ревизор» (Николая Гоголя), и произведения иностранных классиков – Уильяма Шекспира, Генрика Ибсена, Альфреда де Мюссе, Луиджи Пиранделло. С развалом СССР «Современник» все чаще обращается к классике. Так, в 1997 году выходит новая постановка «Вишневого сада», «Пигмалион» (Бернарда Шоу), «Карамазовы и ад» (по Федору Достоевскому).

Театр «Современник»Театр не был ориентирован на одних писателей – значительную часть репертуара составляли постановки по иностранным авторам. Первой такой работой стал спектакль «Никто» (по Эдуардо де Филиппо), а в 1960-е феноменальный успех имела постановка «Двое на качелях» (по Уильяму Гибсону). Долго в репертуар входили постановки по драматургу Эдварду Олби – «Баллада о невеселом кабачке» и «Кто боится Вирджинии Вульф?». Постепенно «Современник» стал знакомить русского зрителя неизвестными зрителю драматургами – Ариэль Дорфман, Теннесси Уильямс, Ренато Майнарди, Йосеф Бар-Йосеф. «Современник» гастролирует по всему миру, и впервые с 1924 года, когда на Бродвее выступал МХАТ, русская труппа выступила в Нью-Йорке в 1996 и 1997 годах, что стало настоящим триумфом национального театра. За выступление с «Вишневым садом», «Тремя сестрами» и «Крутым маршрутом» в США театр стал лауреатом одной из высших творческих наград Америки – премии Drama desk award. «Современник» стал первым иностранным театром за 40 лет существования премии, получившим его.

Не смотря на все свои взлеты и падения, сегодня «Современник» – один из самых известных театров в мире, полностью реализовавший идею его основателей. Театр стал ответом на цензуру и ложь в советские времена, остается поборником правды и критического взгляда и сегодня.

blog comments powered by Disqus

Ближайшие праздники

День матери

(В 2017 году отмечается 26 ноября) День матери в России отмечается в последнее воскресенье ноября и учрежден в 1998 году. Праздник был учрежден с цель...


Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы празднуется христианами всего мира 4 декабря (21 ноября по старому стилю). События, которые отмечает Церковь, относят...


День Конституции Российской Федерации

Конституция современной России была принята 12 декабря 1994 года – это одно из самых важных событий не только страны, но и для гражданского общества в це...


Читайте также