Театр в период СССР

Константин Алексеев (Станиславский)История современного русского театра начинается в самом конце XIX века, когда московский купец Константин Алексеев по инициативе драматурга Владимира Немировича-Данченко создал Художественный Общедоступный театр (ХОТ). Партнеры решили создать нечто принципиально новое для русской сцены, отойти от театральной рутины того времени. Их первая совместная робота подарила публике пьесу «Чайка» (по Антону Чехову) в 1898 году. Творчество Чехова легло в основу репертуара театра, несмотря на то, что «Чайка» провалилась. Драматург тогда вынужден был констатировать, что публика была неудовлетворена новизной произведения. Впрочем, Алексеева (взявшего псевдоним Станиславский) неудача не остановила, он упорно продолжал совершенствовать свой режиссерский подход и актерскую игру, что в конечном итоге вылилось в создание всемирно известной «системы Станиславского». По этой системе были обучены актеры, считавшиеся лучшими в начале ХХ века. Некоторые из учеников Станиславского использовали опыт учителя, чтобы продолжить начатое им и Немировичем-Данченко дело – реформирование театрального искусства. Что и говорить – преуспели! Своими знаниями русский театр обогатили Евгений Вахтангов, Всеволод Мейерхольд, Михаил Чехов.

Говоря о системе Станиславского, стоит отметить, что метод носит условное название. Благодаря наблюдениям Станиславского-Алексеева, мир получил новую систему воспитания актера, которой пользуются повсеместно. Примечательно, что за 100 лет ее существования так и не было выработано единого мнения по поводу того, хорош ли его метод. Одни критики говорят,что его реформы – лучшее, что случалось с современным театром, другие говорят, что метод деструктивен в своей сути. Метод любим за то, что играющие по методике Станиславского актеры воспринимаются зрителями не как актеры, а как реальные персонажи, переживающие в момент представления искренние чувства. Метод, в том числе, предлагал идею «4-й стены», которую актеры как бы устанавливали между сценой и залом. Другими словами, актеры должны были играть так, будто в зале нет никого, а сцена определяет их мир. Другими словами, это была попытка научить актеров овладеть подсознательными творческими процессами. Интересно, что ярым противником идеи «4-й стены» был Всеволод Мейерхольд.

Уже в ХХ веке ХОТ был переименован в Московский Художественный театр (МХТ), а его владельцы – Станиславский и Немирович-Данченко – основали в нем т.н. психологический театр. Зрители в нем следили не столько за игрой людей и фабулой представления, сколько изучали предысторию персонажей и их внутренний мир, стараясь понять, как это отражается на принятых решениях. По системе Станиславского артист обладает двумя инструментами для воздействия на чувства зрителя – психическими и физическими, – и высококлассной игры можно достичь только при условии идеального владения актером обоими «инструментами». Из-за ежедневной тренировки своей техники, памяти, логики, слуха, воображения и т.д. актеры получали незаменимый навык, зовущийся сегодня профессионализмом. Актеры Станиславского были способны выйти на сцену и сыграть свою роль вне зависимости от настроения и вдохновения, наоборот – они были способны вызвать в себе нужное для игры состояние, в нужный момент полностью перевоплощаясь на сцене в свой образ. Важное место в системе Склифосовского занимала т.н. «артистическая этика», подразумевающая коллективную ответственность за атмосферу в творческой среде. Сегодня многие положения этой системы являются само собой разумеющимися, став универсальным, базовым инструментом, с использованием которого можно создать любую стилистику театра, поставить представление любого жанра.

Малый театр

И хоть Малый театр был создан в 1756 году, став первым и старейшим профессиональным театром в России, он и в ХХ веке играл важную роль в культурной жизни страны. В XVIII веке, Малый театр был флагманомклассицизма, однако благодаря актерской игре Павла Мочалова (1800-1848 гг.) театр заблистал красками романтизма. Следующим важным этапом в развитии театра стало творчество Михаила Щепкина (1788-1863 гг.), который принес в театр реализм – «правду на русской сцене». Биографы отмечают, что толчком к его непревзойденной игре послужил тот факт, что Щепкин был крепостным крестьянином. Как и другие бесправные граждане своей страны, у бывшего крепостного было обострено чувство справедливости, честности, что и нашло отражение на сцене театра. В XIX веке театр начал приходить в упадок – на его сцене все чаще и чаще ставились развлекательные и ремесленные пьесы. Попытка реформирования Малого театра была предпринята в начале ХХ века, однако была воспринята в штыки царской цензурой и провалилась.

В 20-е годы ХХ века на волне революционного куража, новаторские решения хлынули фактически во все аспекты культурной жизни теперь уже советского человека. Несмотря на кровопролитие, в стране бушевала эйфория, которая породила капустники, театральные пародии и другие юмористические жанры и представления. Новый строй принес и новые веяния – отрицание академичности в театральных постановках, пренебрежение классическими нормами постановки. Фактически, большевики призывали народ отказываться от «пережитков прошлого» как от воплощения буржуазно-дворянской культуры. Это чуть не привело к закрытию Малого театра, однако заступничество наркома Просвещения Анатолия Луначарского сохранило и здание, и традиции. Тем не менее, это не значит, что Малому театру были чужды революционные веяния – новая атмосфера пришла и в этот оплот классического искусства. Началась эпоха соцреализма – от пьес советских драматургов («Огненный мост» Бориса Ромашова, 1929 г.) до пьес Александра Островского. Так, в 1937 году зрители театра впервые увидели Ленина в исполнении актера – в спектакле «На берегу Невы». Но с началом Великой Отечественной войны репертуар театров сменился – большая часть постановок была посвящена патриотическим спектаклям, таких как «Нашествие» Леонида Леонова и «Фронт» Александра Корнейчука. Впрочем, драматургия также не ушла бесследно – продолжались постановки классических произведений Вильяма Шекспира, Николая Гоголя, Александра Грибоедова, Виктора Гюго, Льва Толстого и других.

Всеволод МейерхольдРавнодушных к революции 1917 года не было. И хоть многие ее поддерживали, можно было найти достаточно и ее противников. Сцена – не исключение. Фактически, культурное общество разделилось на консерваторов и экспериментаторов. Одно из главных нововведений, принесенных модерном, была интерактивность – взаимодействие актера и зрителя не только в эмоциональном плане, но и физически. Так, среди зрителей сидели т.н. «подсадки» – в условленный момент такой человек выходил из зала, поднимался на сцену и включался в действие. Это привело к тому, что и неподготовленные зрители начинали подыгрывать актерам. Полностью «переформатировать» театр вызвался Мейерхольд, а способствовать тому должна была его программа «театрального Октября». Всеволод Мейерхольд глубоко изучал классику, работал в ней, учился классике у Станиславского, но все же стал локомотивом, призванным разрушить классический театр до основания, а на его руинах возвести новый культурный порядок. И он принялся экспериментировать, тем более, правительство всячески поддерживало новаторов. Самыми яркими новаторами стали сам Мейерхольд, создав своеобразные «спектакли-митинги», Александр Таиров с «асоциальными представлениями», Евгений Вахтангов, принесший фантастику на сцену, а также Наталья Сац, старавшаяся принести нечто новое юному зрителю.

Переоценить вклад Мейерхольда в театр также сложно, как и вклад его учителя. Всеволод Мейерхольд создал т.н. «театральную биомеханику» – набор и отточенность сценических жестов и движений. Одним из ярчайших его творений стал Пьеро таким, каким мы его знаем – надтреснутый и сухой голос, пластика марионетки, жалобные стоны этого персонажа. Режиссер сам играл этот образ в драме «Балаганчик» (по Александру Блоку). Представление имело оглушительный успех. Оно вызывало восхищение у одних и ярость других, но равнодушных не было. Кроме того, Мейерхольд принес нововведение в декорации. Так, его актеры прыгали сквозь нарисованные окна, их реплики освещали бенгальские огни, сами декорации взмывали вверх, оставляя сцену пустой, будто зритель погружается во внутренний мир героя.

Федор КомиссаржевскийВажным в начале века стало творчество Федора Комиссаржевского. Он создал Театр-студию «Художественно-просветительный союз рабочих организаций», в котором ставил драматургию Гоголя, Шольца, Милна, Вагнера и других на зарубежной сцене, знакомя публику с русским театром. Он также преподавал театральное мастерство за границей – в лондонской Королевской академии драматического искусства.

Как уже говорилось выше, в культуре СССР началась эпоха социалистического реализма, что было утверждено официально в 1932 году на съезде ЦК ВКП(б). Другими словами, время новаторства закончилось. Идеализм отошел на второй план, на первый вышли реализм и идеология, а театральные комиссии в угоду идеологии жертвовали художественными критериями. В 30-х годах на сцене начали ставить «ленинианы» – спектакли о Владимире Ленине. На успех обрекали пьесы по Максиму Горькому – отцу соцреализма. Многим театральным деятелям в 30-е годы и во второй половине 40-х не посчастливилось – они были репрессированы как контрреволюционеры, вредители и т.п. В период Второй Мировой войны, и в частности – Отечественной, несмотря на все его ужасы, вдохнул новую жизнь в театры. Когда столичные театры были эвакуированы на периферию, это способствовало повышению художественного уровня театров провинциальных, которые не только наблюдали живьем работу мастеров, но и брали у них уроки. После войны патриотическая тематика пришла в упадок, хотя упадок был во всем. Театр – отражения настроения общества, а оно познало кризис из-за войны и голода, а затем и из-за разоблачения культа личности Иосифа Сталина.

Анатолий ЭфросВторая половина 50-х годов принесла возрождение театра. Традиционно театральная элита формировалась в «двух столицах», но если в Ленинграде театр развивался равномерно, то Московские артисты вновь предались экспериментам, тем более период «оттепели» тому способствовал. Развитие московского театра связывают в первую очередь с творчеством режиссера Анатолия Эфроса. Из-под его крыла на сцену вышли такие гранды, как Олег Табаков, Лев Дуров, Олег Ефремов и другие. Благодаря новым веяниям был основан театр «Современник», начавший эпоху поиска в совокупности с реализмом и психологическим воздействием на зрителя. Игра Галины Волчек, Евгения Евстигнеева, Олега Табакова, Лия Ахеджакова, Валентин Гафт заставляла людей образовывать длинные очереди в театральные кассы на любые спектакли труппы. Кроме того в Москве начала формироваться новая режиссерская элита: Николай Охлопков, Андрей Гончаров, Рубен Симонов, Андрей Попов, Борис Львов-Анохин, Марк Захаров. В 70-х годах прошлого века еще одно яркое театральное явление – Московский театр на Таганке Юрия Любимова. Многие звезды театра приглашались для съемок фильмов, некоторые из них были сняты в «театральной» манере, например, «Обыкновенное чудо».

Период 1960-х – 1980-х годов хоть и был тяжелым в плане жесткости цензорской работы, мешавшей выходу лучших постановок, низкого материального поощрения творческой элиты, официального признания только спектаклей идеологически выдержанных, но также привлекал аудиторию. Люди всегда знали: если правительство что-то запрещает, значит, этот продукт – качественный. Фактически, такое отношение властей к театру гарантировало полные залы.

Олег ТабаковЖизнь театра в России снова круто повернулась со сменой политического строя, который сопровождался разрухой и тяжелым финансовым положением в стране. Тем не менее, энтузиазм театров зашкаливал – наконец можно ставить что угодно, где угодно и как угодно! Никакого идеологического контроля. Многие крупные коллективы разбились на более мелкие, ставили частные представления. Впрочем, артисты здесь прогадали – зритель тоже в определенной мере влияет на то, жить театру или нет. Большинство таких коллективов вскоре прекратило свою работу, так как не были приняты уже самими зрителями. Нет зрителей – нет денег. И это – обратная сторона свободы от государственного диктата. «Выжили» только самые талантливые и известные (ярким примером служит театра Олега Табакова). Современный театр многогранен и разнообразен, как театр Серебряного века российской культуры. Имена Константина Райкина, Галины Волчек, Александра Калягина, Романа Виктюка знают сегодня даже люди, далекие от сценического искусства. Появляются принципиально новые театры – «Тень» Ильи Эппельбаума, театр Евгения Гришковца, проект Театр.doc. Театр начал развиваться семимильными шагами благодаря не только новым информационным технологиям, но и возможности беспрепятственно путешествовать по миру, учась у иностранных мастеров, перенимая их опыт, изменяя его и адоптируя под отечественного зрителя.

Сегодня все чаще и чаще звучат разговоры о реформировании театра в России, тем не менее, никто не может предоставить четкой схемы реформ, и вопрос чаще всего упирается в финансирование театров государством.

blog comments powered by Disqus

Ближайшие праздники

День матери

(В 2017 году отмечается 26 ноября) День матери в России отмечается в последнее воскресенье ноября и учрежден в 1998 году. Праздник был учрежден с цель...


Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы празднуется христианами всего мира 4 декабря (21 ноября по старому стилю). События, которые отмечает Церковь, относят...


День Конституции Российской Федерации

Конституция современной России была принята 12 декабря 1994 года – это одно из самых важных событий не только страны, но и для гражданского общества в це...


Читайте также