Театры в России в XVIII-XIX вв.

Бурное развитие русскому театру предали два аспекта. Во-первых, интерес высшего общества к театру был возведен до небывалых высот вследствие политики императора Петра I, желавшего сделать Россию более «европейской». В Европе же просмотр театральных представлений и их создание было неотъемлемой частью культуры общества. Во-вторых, было неискоренимое желание создавать что-то «свое», с русским колоритом, с национальной образностью, понятной каждому русскому. Тому способствовали хоровая песня, обрядовые игры, народные песни и былины.

До появления придворных театров и их популяризации в высшем свете, существовали уличные представления – вертеп, скоморохи, дрессированные животные. Впрочем, с европеизацией страны театр начал меняться. Народные представления остались, но появились также любительские труппы, ставившие зарубежные пьесы перед дворянами. Так как инициатива создания театров «спускалась сверху», то только к середине XVIII века он стал достоянием не только аристократии и духовенства, но и нижних слоев населения. Примечательно, что русский театр с самого начала века использовал в своих представлениях музыку – она была чуть ли ни основой выступления. Не были исключением и духовные представления, в которых светская музыка (для демонстрации сцен житейского характера) соединялась с духовным песнопением.

Так как европейский театр был в России малоизвестен, первые коллективы состояли в основном из приезжих актеров и музыкантов, зачастую итальянцев. В начале XVIII века писком моды были придворные капеллы – небольшие музыкальные коллективы, игравшие на балах, придворных праздниках и во время ассамблей. А благодаря победе Петра над шведскими войсками, популярность пришла к панегирической драме. Кроме того, русский театр начал стремиться не просто показать представление зрителю, но и достигнуть эмоционального контакта артиста и публики. Стоит также отметить, что основным материалом для сценических постановок служила литература – не только серьезная драматургия, но и псевдоисторические «рыцарские» романы.

Первые «русские представления на европейский лад» свято блюли традиции итальянского, французского, немецкого театров. Наиболее популярными в этот период были спектакли на античные сюжеты, полные иносказания и аллюзий к современности. Но особое распространение в дворянской среде получила опера. Причем больше всего ценились трагедии, отодвигая комедию на второй план. Впрочем, вскоре ситуация переменилась, и сатира стала неотъемлемой частью сцены – до начала времени контрпросвещения Екатерины II, справедливо расценившей, что образованный вассал и сатира являются наиболее опасными противниками российской монархии. Так, в 1826 году цензура в России претерпела ряд изменений, а саму цензуру в народе прозвали «чугунной». В этот период сцена стала закрытой для духовных постановок, а критические и сатирические спектакли в отношение российской полиции, армии и правительства не только не пропускались цензурой, но и могли стать причиной ареста.

Точно невозможно описать жизнь оперы в России на первых десятилетиях ее существования. О ней сегодня известно больше частные свидетельства. Так, например, датский священник из Петербургского посольства Педер Фон Хавен писал в своих заметках, что императорская оперная труппа состояла из 70 итальянцев. Театр растет – выступления ставятся и при императорском дворе, и во владении мелкого вельможи, и в доме мещанина.

И если придворные труппы следовали европейским традициям, то любительские театры имели достаточно пестрый репертуар. Любители ставили интермедии, драму, пьесы, повести, религиозные сцены. В 1750-х годах русские певцы начали выступать наравне с итальянскими – на одной сцене, в одном представлении. Кроме того, важной составляющей театрального действия были балетные номера. Балетные номера исполнялись в основном воспитанниками Сухопутного шляхетного кадетского корпуса (Первый кадетский корпус).

Михаил ЛомоносовФактически, такие танцевальные классы стали первыми театральными школами в России – сначала в Петербурге, затем в Москве (Московская академическая гимназия). Московская гимназия стала базой для подготовки профессиональных деятелей театра. Это был необходимый шаг, так как для поднятия престижа императорского двора требовались отечественные артисты – а как же иначе?! Империя есть, а своего театра нет! Кроме того, русские постановки были тяжелы для иностранцев, не знавших или плохо говоривших на русском языке. Для долгих представлений нужны были другие специалисты. Впрочем, пока кадры только готовились, практиковались, вырабатывали «русский» стиль на сцене, середина XVIII века была ознаменована триумфом европейской оперы. И, что важно, в это время появляются поэты и прозаики, произведения которых, будучи поставленными на сцене, соревновались в популярности с работами Гюго и Вольтера. Первым успехам отечественная сцена обязана творчеству ученого-естествоиспытателя Михаила Ломоносова. Кроме того, особым вниманием был отмечен танцор Тимофей Бубличенко. Сведений об этом человеке практически не сохранилось, хотя доподлинно известно, что он принадлежал к низшему сословию (как и большинство отечественных артистов того времени). Благодаря пластике и артистизму, Бубличенко был командирован за границу, где удивлял публику своим мастерством. По возвращении в Россию, он исполнял только главные балетные партии в придворных постановках, выступая наравне с итальянскими мастерами танца.

Эпоха просвещения, начавшаяся в России, вступила в конфликт с засильем иностранцев во всех сферах науки и культуры. Русские ученые, драматурги, музыканты ясно демонстрировали, что способны конкурировать с иностранцами. Вторая половина 1850-х характеризуется резкой сменой стиля на сцене – драматургия углубилась в народное творчество, вынося на сцену чисто русские сюжеты и мотивы. Начался период ухода от европейской сцены и формирование сцены русской.

Как уже говорилось ранее, Михаил Ломоносов стал передовиком русской сцены. Ломоносова сложно квалифицировать однобоко – он занимался и литературными изысканиями, и сценическими, и научными, писал стихи и прозу. Благодаря ученому, в одах была не только похвала личности (в частности, в «Оде на день …», посвященной дочери Петра Великого), но восхваление Родины – ее богатств и красот. Ломоносов не просто обратился к тематике народного вдохновения, но и озвучил тему Родины, беззаветного служения ей. Собственно, именно патриотизм стал тем самым двигателем, который вел ученого к новым открытиям и новым произведениям.

Денис ФонвизинЕще одним ярким представителем сценического творчества был Денис Фонвизин. Благодаря ему в России появилась бытовая комедия. Развитие русского театра вообще тесно связано в литературной деятельностью. Редко когда писатели специализировались на каком-то одном жанре. Многие писали оды, пьесы, драматические же произведения других служили для постановок на сцене третьими. Крайне сложно провести границу в России XVIII-XIX вв. между сценой и литературой. Начиная с переводов работ Вольтера, Фонвизин получил общественное признание, что помогло ему продвинуться вверх по служебной лестнице. Среди его лучших работ комедии «Бригадир», «Выбор гувернера», а также пьеса «Недоросль». Последняя отмечена особым вниманием историков, считаясь лучшей работой в стиле русского классицизма. В пьесе высмеиваются пороки человека, впрочем, воспитание человека – центральная идея многих произведений эпохи просвещения как таковой, в т.ч. русского.

В начале XIX века после периода бурного строительства культурных заведений сложилась сеть русских Императорских театров. Три таких театра находились в Петербурге (Мариинский, Михайловский и Александрийский), два – в Москве (Большой и Малый). Плавно на русскую сцену пришел реализм, благодаря творчеству Федора Достоевского, Ивана Тургенева, Николая Некрасова, Александра Островского. Так, Малый театр стал пропагандистом русского образа жизни, благодаря постановкам творчества Островского, и долгие десятилетия являлся чуть ли ни самым любимым культурным заведением столицы. Со временем основой Малого театра стала драма, а Большого – опера и балет. Большой театр дважды сгорал и дважды восстанавливался, в последний раз – в 1856 году, являясь сегодня одним из крупнейших театров Европы.

Александр БородинПетербургская сцена стала местом рождения и утверждения русской романтической классики. Здесь впервые прозвучали опера «Воевода» и балет «Лебединой озеро» Петра Чайковского. Здесь же впервые прозвучали «Евгений Онегин» (1881 г.) и «Мазепа» (1884 г.), а опера «Кузнец Вакула» в 1887 году получила широчайшее признание под названием «Черевичуки» – на премьере оперы Чайковский впервые в своей карьере выступил в роли дирижера. Впереди в Большом театре был поставлен еще ряд опер: «Борис Годунов» Модеста Мусоргского (1888 г.), «Снегурочка» (1893 г.) и «Ночь перед Рождеством» (1898 г.) Николая Римского-Корсакова, «Князь Игорь» (1898 г.) Александра Бородина.

Интересно, что благодаря Сергею Рахманинову дирижер находится там, где мы привыкли его – спиной к залу, лицом к музыкантам. До него дирижер, как и музыканты, находился лицом к зрителю. Тем не менее, старая традиция была изменена под давлением прославленного дирижера, который вынес звучание в театре на новый уровень.

Романтизм XIX века обусловлен началом либерализации общества. Эпоха просвещения была принесена в Россию из Европы, где двигателем либерализации были самые бедные слои общество. В России же «моду» использовало дворянства, давая образование своим крестьянам, показывая им, что они – личности. Когда же русская монархия «опомнилась», и начала сворачивать опасное для своего строя свободомыслие, было уже поздно. В народе уже вовсю играло ключом народное самосознание и революционное настроение. Театральная сцена стала одним из главных средств демонстрации того, как сильно люди жаждут перемен.

blog comments powered by Disqus

Ближайшие праздники

Рождество Пресвятой Богородицы

Праздник отмечается примерно с IV века 21 (8 по старому стилю) сентября и является первым по счету из главнейших христианских праздников, т.н. «двунадесяты...


День учителя

5 октября во всех российских школах отмечается профессиональный праздник День учителя. Он учрежден в 1965 году Президиумом ВС СССР и не имел постоянной д...


Покров Пресвятой Богородицы

Праздник отмечается 14 октября и считается больше народным, хоть и относится к великим (следуют по значимости за двунадесятыми). Обычно названия церковных ...


Читайте также